В связи с аварийной посадкой Ту-154, повлекшей смерть двух человек, Ространснадзор начал внеплановую проверку деятельности «Дагестанских авиалиний». В интервью Slon.ru глава Ространснадзора Геннадий Курзенков рассказал, какие нарушения в работе авиакомпании были выявлены в ходе недавней плановой проверки, а также о том, что кроме самой авиакомпании ведомство также проверит все Ту-154М и Ту-154Б, которые летают в России, и все топливо-заправочные комплексы в российских аэропортах. – Почему проверка авиакомпании началась до того, как следствие установит причины произошедшего? – Наше ведомство проверяет не только авиационный транспорт, но и другие виды транспорта. И когда случается происшествие федерального значения, особенно повлекшее гибель людей, транспортное предприятие с разрешения транспортной прокуратуры подвергается проверке. Мы выполняем эти функции согласно законодательству. – Прокуратура уже выдала такое разрешение? – Да, у нас есть соответствующие документы. В субботу, когда все произошло, мы направили в прокуратуру письмо с запросом. – Что конкретно вы будете проверять в «Дагестанских авиалиниях», и как долго продлится проверка? – Мы будем проверять организацию летной работы в авиакомпании, техническое состояние парка воздушных судов. Как правило, наши сотрудники работают по проверке около двух недель. – Но вы регулярно проверяете авиакомпании. Когда в последний раз вы проверяли «Дагестанские авиалинии»? – В соответствии с федеральным законом №294 мы, как и все надзорные органы, можем посещать предприятие раз в три года, если только мы не видим, что там очевидно ухудшается соблюдение условий безопасности. И если есть реальные основания предполагать, что с безопасностью возникают проблемы, то мы можем прийти. Что касается «Дагестанских авиалиний», в последний раз предприятие проверялось в июле этого этого года. Грубых нарушений выявлено не было. Но мы выписали им около 10 предписаний. После того, как мы выписываем предписания, авиакомпании должны доложить об их устранении. Нам поступили документы от «Дагестанских авиалиний» о том, что все исполнено. Сейчас коллеги еще раз посмотрят, действительно ли наши предписания были выполнены. – Что за предписания? – Были выявлены нарушения режима труда и отдыха экипажей. Было также предписание об устранении нарушений при подготовке другого авиационного персонала, по заключению договорных отношений по медицинскому обеспечению, по топливному обеспечению. – Но в целом, «Дагестанские авиалинии» как эксплуатант по результатам той проверки не хуже и не лучше других? — Ну да, примерно так. Кстати, кроме проверки «Дагестанских авиалиний» мы по поручению министра транспорта Игоря Левитина проведем и другие проверки. Нам поручено проверить все топливо-заправочные комплексы во всех российских аэропортах на предмет эксплуатации в зимних условиях. А также нам предстоит проверить состояние парка Ту-154М и Ту-154Б. – Сколько таких самолетов сейчас в эксплуатации в России? – Флот Ту-154М и Ту-154Б насчитывает примерно 100 самолетов, проверим только те, которые выполняют полеты. Но мы не будем их останавливать. Мы будем работать так, чтобы не было задержек рейсов. Проверки будут происходить до выполнения полетов, прямо в аэропортах, в соответствии с постановлением правительства № 409 от 9 июня 2010 года, которое позволяет нашему инспектору в качестве рамповой проверки изучать документацию на воздушное судно. Из этой документации мы будем видеть, какой остаточный ресурс у самолета, продлен ли он, какие выполнены работы по поддержанию летной годности, своевременно ли. – А с чем связана проверка топливо-заправочных комплексов? – Проверка ТЗК – это обычная практика. Когда происходят такие события, как отказ силовых установок, то одна из возможных причин – некачественное топливо, его несоответствие ГОСТу. На всякий случай, когда у самолета останавливаются двигатели, проверяются и эти вопросы. Что касается ТЗК во «Внуково», то там разбирается комиссия, были взяты пробы топлива для исследования, и результаты этого исследования будут направлены в следственный комитет. МАК тоже будет смотреть эти пробы, будет дана оценка соответствия техническим нормативам, которые должны соблюдаться. Ведь дело еще и в том, что эксплуатация ТЗК в зимний период имеет свои особенности в связи с отрицательной температурой воздуха. – Когда станут известны окончательные результаты расследования по произошедшему с самолетом «Дагестанских авиалиний»? – Это находится в ведении Межгосударственного авиационного комитета, он озвучивает результаты. По практике, бывает, что если сразу расследование хорошо пойдет, то в течение месяца. А бывает и до полугода расследование длится или даже год. Бывает, что нужно провести различные эксперименты. Там же много что завязано на происшествии – подготовка персонала, состояние самолета и так далее. Везде же люди, и все нужно обстоятельно проверить.