Билет на регулярный рейс оператора Iberia S7 4809 (Москва – Мадрид, прямой), вылет 30 декабря 2010 г. в 7:25 утра по московскому времени из аэропорта «Домодедово», был приобретен мной и оплачен по кредитной карте 30 ноября 2010 г. на сайте авиакомпании «Сибирь», www.s7.ru. Я прибыла в аэропорт «Домодедово» в 4:30 утра 30 декабря 2010 г., однако в посадке на рейс мне отказали, заявив: «Вас нет в списках». Мне как частному лицу, потребителю услуг авиакомпании «Сибирь», никто заранее не сказал, что появилось новое юридическое основание для регистрации на регулярный рейс – СПИСОК. Этой информации не было ни на сайте «Сириби», ни на сайте Iberia, об этом мне не сообщали ни по телефону, ни по электронной почте, ни непосредственно в аэропорту по громкой связи. Для посадки на рейс оператора Iberia S7 4809 надо было быть в списке людей, имеющих такое право. Прежние данные для посадки: номер моего электронного билета 4212422082871, бронь в системе «Сибири» S7 TVPQ9, бронь в системе Iberia IB MV9BR – были попросту аннулированы и не являлись более юридическими, документально зафиксированными основаниями для посадки на рейс, оплаченный мной месяц назад. На документе, имеющем все указанные выше данные, представитель компании Iberia написала от руки: «В связи с перепродажей рейса IB 3809/30 Dec пассажир перенесен на рейс IB 2921/30 Dec». Особенно хочу отметить следующее. Во-первых, хамство сотрудников «Сибири», Iberia и аэропорта. Продав электронный билет своего якобы партнера на своем сайте, «Сибирь» сняла с себя всякие обязательства относительно данного рейса. Сотрудники «Сибири» хамски отправляли меня разбираться с Iberia. В свою очередь, тот, кто вел на стойке регистрацию по указанным выше спискам, а не билетам, хамски отправлял к представителю Iberia. А сотрудники Iberia ничем не могли помочь – разве что сформировать новые призрачные списки. Кроме того, я сделала видеозапись длинного монолога представителя Iberia, которая в грубых выражениях отказывала не улетевшему пассажиру (а таких, как я, десятки – людей, не улетевших по своим оплаченным билетам) в компенсации стоимости билета. Во-вторых, пассажиры попали в информационный вакуум: ни сотрудники «Сибири», ни сотрудники Iberia, ни сотрудники «Домодедово» не рассказали людям о списках, которые сегодня заменили традиционные электронные билеты и бронь. Что касается компенсации потраченных за 12 часов средств, то Iberia дала два талона по 250 руб. на еду в «Сбарро». В общей сложности утренним рейсом от 30 декабря Iberia не отправила 29 пассажиров. Согласно правилам компании Iberia, компенсация за задержку рейса на маршруте протяженностью от 1500 км до 3500 км составляет 400 евро. Итого, только за 30 декабря Iberia должна 29 пассажирам компенсацию в размере 11 600 евро. Однако сотрудники авиакомпании Iberia не сообщают пассажирам о том, что им полагается компенсация в размере 400 евро – фактически, это стоимость билета (20 000 руб. стоит билет Москва–Мадрид). По словам представителя компании Iberia, к которому я пришла в его офис, расположенный на 5 этаже в аэропорту «Домодедово», компенсацию можно получить в любом офисе авиакомпании Iberia в Мадриде или в Москве. Однако представительство Iberia в аэропорту «Домодедово» не спешит предоставлять официальные документы, подтверждающие отказ пассажирам в посадке на оплаченный месяц назад регулярный рейс. Пассажиры говорят, что Iberia просто посадила в самолет тех, кто не успел вылететь в предыдущие дни, и эти люди заняли места, давно приобретенные другими пассажирами. Кроме того, этим рейсом 30 декабря 2010 г. Iberia отправила пассажиров, конечный пункт путешествия которых не подпадал под юрисдикцию Испании. Таким образом, на своем рейсе 30 декабря не улетела часть пассажиров, которые направлялись в Мадрид или на Тенерифе. Напротив, пассажиры, летящие в Мексику, благополучно улетели. Такое стратегическое решение было продиктовано тем, чтобы не платить штрафы другим авиакомпаниям — например, тем, которые летят из Мадрида до Мексики. Итак, мой рейс улетел вовремя, а я со своим билетом все еще в «Домодедово». И таких, как я, несколько десятков. Эта информация – о нарушении международных этических стандартов в области пассажирских авиаперевозок и прав потребителей двух авиакомпаний должна быть доведена как до руководства самих компаний, так и до сведения проверяющих и контролирующих инстанций.