Автопроизводители подвели итоги года и представили прогнозы на год грядущий. Рост в 2010 году превзошел все ожидания: в последнем квартале он составил 60%. Всего за год было продано 1,9 млн новых автомобилей. Абсолютным лидером продаж стала Lada. Среди иномарок третий год подряд первым оказывается бренд Chevrolet; самая же востребованная иностранная модель – Ford Focus. Она вернула себе первенство после того, как год назад уступила его Renault Logan. Последнему не хватило места у себя на конвейере, чтоб стать самым-самым второй год подряд. Более подробно о продажах в 2010 году см. здесь.

ПРОВАЛА НЕ БУДЕТ Директор по маркетингу компании Sollers Валерий Тараканов:
«Утилизационные сертификаты кончатся к середине следующего года. И до осени этот спрос будет удовлетворен. Дальше, по логике вещей, должен возникнуть провал на рынке. Однако этого не произойдет. Рынок поддержит отложенный спрос. Откуда он возникнет? Люди снова начнут менять свои автомобили. До кризиса люди меняли машины, иномарки по крайней мере, каждые 3–4 года. Это было, с одной стороны, связано с тем, что кончалась гарантия на машины. С другой, страховка на машины старше трех лет стоит дороже. Кроме того, через три года не нужно платить налог при перепродаже машины. В кризис сроки пользования увеличились до 4–5 лет.
На какие машины будет спрос? Сравним автомобиль D-класса по цене до 1 млн руб. и кроссовер. На последний спрос будет гарантированно. Потребитель в любом случае будет отталкиваться от климатических условий. А вот в сегменте D и E – рост будет совсем незначительный. Но это только в том случае, если мы не рассматриваем премиум-класс. Там ситуация особая, и производители уже вернулись к докризисным показателям.
Не сильно в этом году увеличится и рынок для минивэнов. Собственно все перечисленные выше сегменты больше других просели в кризис. И теперь спрос возвращается, но он перераспределяется и перетекает в сегменты B и С. Здесь темпы прироста будут наиболее высокими. И, насколько мне известно, спрос на Renault Logan не удовлетворен [впервые дилеры заговорили о нехватке машин около года назад]. Производственные мощности «Автофрамоса» ограничены, так как в Renault решили производить там несколько моделей. Ситуацию на рынке может изменить появление новых продуктов в этой ценовой категории – до 500 000 рублей. Для массовых бюджетных моделей этот год будет очень успешным. По FIAT Albea мы видим большой потенциал роста: в этом году мы рассчитываем увеличить продажи это модели в 2,5–3 раза. При этом рост продаж будет выше рынка в целом. В прошлом году он составлял 37%. В этом году мы рассчитываем сохранить взятый темп и как и раньше будем двигаться быстрее среднего показателя.»
РАСЧЕТ НА РОСТ
Председатель комитета автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» ( АЕБ ) Дэвид Томас:
«Наш прогноз: на 2011 год рынок достигнет 2,24 млн машин [на 20% больше, чем в 2010 году]. Но амбиции большинства автоконцернов куда выше – нарастить собственные показатели на 40–50%. Такие прогнозы предполагают одновременно и рост собственной доли компании на рынке. В составлении консолидированного прогноза «Ассоциации» учитывались оценки разных игроков рынка. При этом можно отметить, что уверенность автокомпаний в том, что рынок будет расти, стала заметно выше. Так, если еще год назад свои оценки в АЕБ предоставили только 4 компании, на этот раз со своими прогнозами смогли выступить 15 автопроизводителей.

В ушедшем году утилизация обеспечила прирост рынка приблизительно на треть, помощь досталась в основном ВАЗу. В этом году на рост рассчитывают иностранные компании, и они исходят из общего оживления на рынке. К докризисным показателям российский рынок вернется в 2012 году. Будут ли доминировать на рынке импортные автомобили или те, что произведены внутри страны? Насколько это будет результат влияния тех или иных рыночных механизмов? Едва ли.
В любом случае, от российского правительства очень хочется большей четкости в поведении. И это важно любому участнику на российском автомобильном рынке. Независимо от того, планирует ли тот подписывать с чиновниками новое соглашение по промсборке или нет.»

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам в 2010 г.
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и местно произведенные автомобили
МАРКИ 2010 2009 % Дек. 2010 Дек. 2009 %
LADA 517 147 349 490 48% 49 597 27 813 78%
CHEVROLET 116 233 104 398 11% 12 552 9 298 35%
KIA* 104 235 70 088 49% 7 690 8 001 -4%
RENAULT* 96 466 72 284 33% 11 408 6 266 82%
FORD* 90 166 82 083 10% 11 471 7 005 64%
HYUNDAI* 87 081 74 607 17% 9 402 7 886 19%
NISSAN 79 614 64 221 24% 10 323 4 961 108%
TOYOTA* 79 315 68 728 15% 8 525 5 840 46%
ГАЗ * 76 646 58 205 32% 9 189 5 920 55%
DAEWOO 74 419 51 414 45% 6 911 4 451 55%
VOLKSWAGEN 58 989 39 488 49% 6 770 3 017 124%
УАЗ* 49 043 34 660 41% 7 013 5 571 26%
SKODA* 45 631 33 002 38% 4 111 2 913 41%
MITSUBISHI* 45 538 41 354 10% 5 314 2 316 129%
OPEL* 40875 34 277 19% 5 534 1 761 214%
PEUGEOT* 35 734 29 748 20% 3 718 1 998 86%
SUZUKI 28 690 25 335 13% 3 083 2 648 16%
MAZDA* 24 926 30 643 -19% 3 178 1 716 85%
FIAT* 21 943 18 100 21% 2 995 2418 24%
BMW 20 584 16 350 26% 2 010 1 744 15%
MERCEDES-BENZ 19 724 12 050 64% 2 211 1 095 102%
AUDI 18 510 15 009 23% 1 503 1 091 38%
HONDA 18 159 23 222 -22% 1 826 1 439 27%
CHANCE 17 541 7 344 139% 1 640 1 572 4%
CITROEN* 17 419 12 388 41% 2 008 1 080 86%
SSANGYONG 12 526 9 020 39% 1 216 1 291 -6%
LEXUS 10 981 6 400 72% 1 169 514 127%
VOLVO 10 650 6 894 54% 1 512 545 177%
VORTEX 10 100 5 922 71% 1 751 134 1 207%
LAND ROVER 9 970 9 275 7% 1 503 968 55%
CHERY 8 909 4 922 81% 432 575 -25%
SUBARU 8 552 9 598 -11% 747 1 079 -31%
LIFAN 7 700 2 673 188% 935 45 1 978%
БОГДАН******** 7 612 0 - 440 0 -
ТАГАЗ 7 284 5 187 40% 56 913 -94%
VOLKSWAGEN ком. автмб.* 7 227 5 650 28% 1 114 763 46%
INFINITI 4 674 4 630 1% 575 239 141%
GREAT WALL 3 637 2 490 46% 448 129 247%
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) 2 755 5 735 -52% 954 50 1 808%
MERCEDES-BENZ ком. автмб.* 2 124 1 385 53% 406 112 263%
GEELY 1 944 7 681 -75% 250 304 -18%
PORSCHE 1 572 1 264 24% 145 115 26%
CADILLAC 1 459 1 529 -5% 209 113 85%
IVECO* 1 173 626 87% 226 83 172%
SEAT 955 869 10% 69 20 245%
JAGUAR 858 933 -8% 96 67 43%
JEEP 809 416 94% 145 26 458%
MINI 751 686 9% 105 68 54%
HUMMER (продажи остановлены в дек. 10) 612 1123 -46% 0 55 -
ISUZU* 330 86 284% 44 3 1367%
DODGE 272 441 -38% 46 27 70%
SAAB******* (продажи остановлены в сент.10) 197 368 - 0 33 -
CHRYSLER 179 346 -48% 10 24 -58%
BYD (продажи остановлены в июне 10) 77 1001 - 0 19 -
ALFA ROMEO 56 104 -46% 1 3 -67%
TOTAL 1 910 573 1 465 742 30% 204 586 128 137 60%
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV меньше 3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
** CHANCE = автомобили ЗАО «ЗАЗ» (Запорожский Автомобильный Завод), с июля 2009 года представленные в России эксклюзивным дистрибьютером КВИНГРУП.
*** TAGAZ = легковые и легкие коммерческие автомобили марки TAGAZ, произведенные на ООО «ТагАЗ»(Таганрогский автомобильный завод).
**** VORTEX= автомобили, произведенные на ООО «ТагАЗ» (Таганрогский автомобильный завод).
***** Продажи IKCO прекращены в 2009г.;
****** Дистрибьютор LIFAN в России сменился в 2010г.
******* С сентября 2010 г. компания «Дженерал Моторз» в России больше не осуществляет продажи и маркетинг автомобилей марки SAAB.
******** БОГДАН = легкие и коммерческие автомобили марки БОГДАН, произведенные в г.Черкассы, Украина корпорацией «Богдан» (БОГДАН 2110, 2111, 2310; экспортируются в Россию с апреля 2010 года).
ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА
25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в 2010 г.
Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и местно произведенные автомобили
# МОДЕЛЬ МАРКА 2010 2009 % Дек. 2010 Дек. 2009 %
1 2105/2107 LADA 136 006 67 216 102% 11 806 4 843 144%
2 Priora LADA 125 235 99 473 26% 11 910 8 230 45%
3 Kalina LADA 108 989 60746 79% 11 583 4 590 152%
4 Samara LADA 101 958 90 428 13% 9 305 6 849 36%
5 Focus FORD 67 041 52 108 29% 8 359 4 617 81%
6 Logan RENAULT 62 862 53 869 17% 6 743 5 143 31%
7 4x4 LADA 44 635 26 726 67% 4 989 3 161 58%
8 Nexia DAEWOO 43 943 28 233 56% 4 284 2 715 58%
9 Niva CHEVROLET 35 380 24 520 44% 3 952 2 593 52%
10 Lacetti CHEVROLET 31 885 29 362 9% 3 311 2 834 17%
11 Matiz DAEWOO 30 476 23 181 31% 2 627 1 736 51%
12 Astra (вкл. Astra Cabrio) OPEL 30 432 18 952 61% 4 241 1 066 298%
13 Rio KIA 29 165 10 164 187% 2 200 1 913 15%
14 Cee'd KIA 26 647 18 943 41% 1 796 1 945 -8%
15 Getz HYUNDAI 24 243 18 560 31% 2 763 1 092 153%
16 Aveo CHEVROLET 22 784 15 996 42% 2 288 1 299 76%
17 Qashqai NISSAN 21 489 16 058 34% 2 716 1 522 78%
18 Sportage KIA 20 274 13 717 48% 1 415 1 893 -25%
19 Sandero RENAULT 19 232 0 - 2 930 0 -
20 Cruze CHEVROLET 18 857 1 958 863% 2 193 977 124%
21 Octavia A5 SKODA 18 256 9 713 88% 2 352 1 239 90%
22 308 PEUGEOT 17 427 11 271 55% 1 656 989 67%
23 RAV 4 TOYOTA 16479 9 167 80% 1 811 1260 44%
24 Grand Vitara SUZUKI 16 457 12 679 30% 1 523 1 672 -9%
25 Corolla TOYOTA 16 417 16 067 2% 2 123 636 234%
ИСТОЧНИК: АССОЦИАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО БИЗНЕСА