Автопроизводители подвели итоги года и представили прогнозы на год грядущий. Рост в 2010 году превзошел все ожидания: в последнем квартале он составил 60%. Всего за год было продано 1,9 млн новых автомобилей. Абсолютным лидером продаж стала Lada. Среди иномарок третий год подряд первым оказывается бренд Chevrolet; самая же востребованная иностранная модель – Ford Focus. Она вернула себе первенство после того, как год назад уступила его Renault Logan. Последнему не хватило места у себя на конвейере, чтоб стать самым-самым второй год подряд. Более подробно о продажах в 2010 году см. здесь.
ПРОВАЛА НЕ БУДЕТ Директор по маркетингу компании Sollers Валерий Тараканов:
«Утилизационные сертификаты кончатся к середине следующего года. И до осени этот спрос будет удовлетворен. Дальше, по логике вещей, должен возникнуть провал на рынке. Однако этого не произойдет. Рынок поддержит отложенный спрос. Откуда он возникнет? Люди снова начнут менять свои автомобили. До кризиса люди меняли машины, иномарки по крайней мере, каждые 3–4 года. Это было, с одной стороны, связано с тем, что кончалась гарантия на машины. С другой, страховка на машины старше трех лет стоит дороже. Кроме того, через три года не нужно платить налог при перепродаже машины. В кризис сроки пользования увеличились до 4–5 лет.
На какие машины будет спрос? Сравним автомобиль D-класса по цене до 1 млн руб. и кроссовер. На последний спрос будет гарантированно. Потребитель в любом случае будет отталкиваться от климатических условий. А вот в сегменте D и E – рост будет совсем незначительный. Но это только в том случае, если мы не рассматриваем премиум-класс. Там ситуация особая, и производители уже вернулись к докризисным показателям.
Не сильно в этом году увеличится и рынок для минивэнов. Собственно все перечисленные выше сегменты больше других просели в кризис. И теперь спрос возвращается, но он перераспределяется и перетекает в сегменты B и С. Здесь темпы прироста будут наиболее высокими. И, насколько мне известно, спрос на Renault Logan не удовлетворен [впервые дилеры заговорили о нехватке машин около года назад]. Производственные мощности «Автофрамоса» ограничены, так как в Renault решили производить там несколько моделей. Ситуацию на рынке может изменить появление новых продуктов в этой ценовой категории – до 500 000 рублей. Для массовых бюджетных моделей этот год будет очень успешным. По FIAT Albea мы видим большой потенциал роста: в этом году мы рассчитываем увеличить продажи это модели в 2,5–3 раза. При этом рост продаж будет выше рынка в целом. В прошлом году он составлял 37%. В этом году мы рассчитываем сохранить взятый темп и как и раньше будем двигаться быстрее среднего показателя.»
РАСЧЕТ НА РОСТ
Председатель комитета автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» ( АЕБ ) Дэвид Томас:
«Наш прогноз: на 2011 год рынок достигнет 2,24 млн машин [на 20% больше, чем в 2010 году]. Но амбиции большинства автоконцернов куда выше – нарастить собственные показатели на 40–50%. Такие прогнозы предполагают одновременно и рост собственной доли компании на рынке. В составлении консолидированного прогноза «Ассоциации» учитывались оценки разных игроков рынка. При этом можно отметить, что уверенность автокомпаний в том, что рынок будет расти, стала заметно выше. Так, если еще год назад свои оценки в АЕБ предоставили только 4 компании, на этот раз со своими прогнозами смогли выступить 15 автопроизводителей.
В ушедшем году утилизация обеспечила прирост рынка приблизительно на треть, помощь досталась в основном ВАЗу. В этом году на рост рассчитывают иностранные компании, и они исходят из общего оживления на рынке. К докризисным показателям российский рынок вернется в 2012 году. Будут ли доминировать на рынке импортные автомобили или те, что произведены внутри страны? Насколько это будет результат влияния тех или иных рыночных механизмов? Едва ли.
В любом случае, от российского правительства очень хочется большей четкости в поведении. И это важно любому участнику на российском автомобильном рынке. Независимо от того, планирует ли тот подписывать с чиновниками новое соглашение по промсборке или нет.»
МАРКИ | 2010 | 2009 | % | Дек. 2010 | Дек. 2009 | % |
LADA | 517 147 | 349 490 | 48% | 49 597 | 27 813 | 78% |
CHEVROLET | 116 233 | 104 398 | 11% | 12 552 | 9 298 | 35% |
KIA* | 104 235 | 70 088 | 49% | 7 690 | 8 001 | -4% |
RENAULT* | 96 466 | 72 284 | 33% | 11 408 | 6 266 | 82% |
FORD* | 90 166 | 82 083 | 10% | 11 471 | 7 005 | 64% |
HYUNDAI* | 87 081 | 74 607 | 17% | 9 402 | 7 886 | 19% |
NISSAN | 79 614 | 64 221 | 24% | 10 323 | 4 961 | 108% |
TOYOTA* | 79 315 | 68 728 | 15% | 8 525 | 5 840 | 46% |
ГАЗ * | 76 646 | 58 205 | 32% | 9 189 | 5 920 | 55% |
DAEWOO | 74 419 | 51 414 | 45% | 6 911 | 4 451 | 55% |
VOLKSWAGEN | 58 989 | 39 488 | 49% | 6 770 | 3 017 | 124% |
УАЗ* | 49 043 | 34 660 | 41% | 7 013 | 5 571 | 26% |
SKODA* | 45 631 | 33 002 | 38% | 4 111 | 2 913 | 41% |
MITSUBISHI* | 45 538 | 41 354 | 10% | 5 314 | 2 316 | 129% |
OPEL* | 40875 | 34 277 | 19% | 5 534 | 1 761 | 214% |
PEUGEOT* | 35 734 | 29 748 | 20% | 3 718 | 1 998 | 86% |
SUZUKI | 28 690 | 25 335 | 13% | 3 083 | 2 648 | 16% |
MAZDA* | 24 926 | 30 643 | -19% | 3 178 | 1 716 | 85% |
FIAT* | 21 943 | 18 100 | 21% | 2 995 | 2418 | 24% |
BMW | 20 584 | 16 350 | 26% | 2 010 | 1 744 | 15% |
MERCEDES-BENZ | 19 724 | 12 050 | 64% | 2 211 | 1 095 | 102% |
AUDI | 18 510 | 15 009 | 23% | 1 503 | 1 091 | 38% |
HONDA | 18 159 | 23 222 | -22% | 1 826 | 1 439 | 27% |
CHANCE | 17 541 | 7 344 | 139% | 1 640 | 1 572 | 4% |
CITROEN* | 17 419 | 12 388 | 41% | 2 008 | 1 080 | 86% |
SSANGYONG | 12 526 | 9 020 | 39% | 1 216 | 1 291 | -6% |
LEXUS | 10 981 | 6 400 | 72% | 1 169 | 514 | 127% |
VOLVO | 10 650 | 6 894 | 54% | 1 512 | 545 | 177% |
VORTEX | 10 100 | 5 922 | 71% | 1 751 | 134 | 1 207% |
LAND ROVER | 9 970 | 9 275 | 7% | 1 503 | 968 | 55% |
CHERY | 8 909 | 4 922 | 81% | 432 | 575 | -25% |
SUBARU | 8 552 | 9 598 | -11% | 747 | 1 079 | -31% |
LIFAN | 7 700 | 2 673 | 188% | 935 | 45 | 1 978% |
БОГДАН******** | 7 612 | 0 | - | 440 | 0 | - |
ТАГАЗ | 7 284 | 5 187 | 40% | 56 | 913 | -94% |
VOLKSWAGEN ком. автмб.* | 7 227 | 5 650 | 28% | 1 114 | 763 | 46% |
INFINITI | 4 674 | 4 630 | 1% | 575 | 239 | 141% |
GREAT WALL | 3 637 | 2 490 | 46% | 448 | 129 | 247% |
ИЖ (вкл. ВАЗ 2104) | 2 755 | 5 735 | -52% | 954 | 50 | 1 808% |
MERCEDES-BENZ ком. автмб.* | 2 124 | 1 385 | 53% | 406 | 112 | 263% |
GEELY | 1 944 | 7 681 | -75% | 250 | 304 | -18% |
PORSCHE | 1 572 | 1 264 | 24% | 145 | 115 | 26% |
CADILLAC | 1 459 | 1 529 | -5% | 209 | 113 | 85% |
IVECO* | 1 173 | 626 | 87% | 226 | 83 | 172% |
SEAT | 955 | 869 | 10% | 69 | 20 | 245% |
JAGUAR | 858 | 933 | -8% | 96 | 67 | 43% |
JEEP | 809 | 416 | 94% | 145 | 26 | 458% |
MINI | 751 | 686 | 9% | 105 | 68 | 54% |
HUMMER (продажи остановлены в дек. 10) | 612 | 1123 | -46% | 0 | 55 | - |
ISUZU* | 330 | 86 | 284% | 44 | 3 | 1367% |
DODGE | 272 | 441 | -38% | 46 | 27 | 70% |
SAAB******* (продажи остановлены в сент.10) | 197 | 368 | - | 0 | 33 | - |
CHRYSLER | 179 | 346 | -48% | 10 | 24 | -58% |
BYD (продажи остановлены в июне 10) | 77 | 1001 | - | 0 | 19 | - |
ALFA ROMEO | 56 | 104 | -46% | 1 | 3 | -67% |
TOTAL | 1 910 573 | 1 465 742 | 30% | 204 586 | 128 137 | 60% |
# | МОДЕЛЬ | МАРКА | 2010 | 2009 | % | Дек. 2010 | Дек. 2009 | % |
1 | 2105/2107 | LADA | 136 006 | 67 216 | 102% | 11 806 | 4 843 | 144% |
2 | Priora | LADA | 125 235 | 99 473 | 26% | 11 910 | 8 230 | 45% |
3 | Kalina | LADA | 108 989 | 60746 | 79% | 11 583 | 4 590 | 152% |
4 | Samara | LADA | 101 958 | 90 428 | 13% | 9 305 | 6 849 | 36% |
5 | Focus | FORD | 67 041 | 52 108 | 29% | 8 359 | 4 617 | 81% |
6 | Logan | RENAULT | 62 862 | 53 869 | 17% | 6 743 | 5 143 | 31% |
7 | 4x4 | LADA | 44 635 | 26 726 | 67% | 4 989 | 3 161 | 58% |
8 | Nexia | DAEWOO | 43 943 | 28 233 | 56% | 4 284 | 2 715 | 58% |
9 | Niva | CHEVROLET | 35 380 | 24 520 | 44% | 3 952 | 2 593 | 52% |
10 | Lacetti | CHEVROLET | 31 885 | 29 362 | 9% | 3 311 | 2 834 | 17% |
11 | Matiz | DAEWOO | 30 476 | 23 181 | 31% | 2 627 | 1 736 | 51% |
12 | Astra (вкл. Astra Cabrio) | OPEL | 30 432 | 18 952 | 61% | 4 241 | 1 066 | 298% |
13 | Rio | KIA | 29 165 | 10 164 | 187% | 2 200 | 1 913 | 15% |
14 | Cee'd | KIA | 26 647 | 18 943 | 41% | 1 796 | 1 945 | -8% |
15 | Getz | HYUNDAI | 24 243 | 18 560 | 31% | 2 763 | 1 092 | 153% |
16 | Aveo | CHEVROLET | 22 784 | 15 996 | 42% | 2 288 | 1 299 | 76% |
17 | Qashqai | NISSAN | 21 489 | 16 058 | 34% | 2 716 | 1 522 | 78% |
18 | Sportage | KIA | 20 274 | 13 717 | 48% | 1 415 | 1 893 | -25% |
19 | Sandero | RENAULT | 19 232 | 0 | - | 2 930 | 0 | - |
20 | Cruze | CHEVROLET | 18 857 | 1 958 | 863% | 2 193 | 977 | 124% |
21 | Octavia A5 | SKODA | 18 256 | 9 713 | 88% | 2 352 | 1 239 | 90% |
22 | 308 | PEUGEOT | 17 427 | 11 271 | 55% | 1 656 | 989 | 67% |
23 | RAV 4 | TOYOTA | 16479 | 9 167 | 80% | 1 811 | 1260 | 44% |
24 | Grand Vitara | SUZUKI | 16 457 | 12 679 | 30% | 1 523 | 1 672 | -9% |
25 | Corolla | TOYOTA | 16 417 | 16 067 | 2% | 2 123 | 636 | 234% |