За одну пятницу депутаты Госдумы приняли законопроект «О полиции» во втором и третьем чтении.

Мы более десяти лет ждали реформы МВД. Почему большинство депутатов не могли подождать еще дней десять, чтобы более детально рассмотреть законопроект «О полиции», мне непонятно. Я голосовал против того, чтобы принимать законопроект в третьем чтении. Нет никаких оснований и никакой логики в том, чтобы торопиться так сильно. Мне кажется, что дискуссия о законопроекте была полностью свернута.
Изначально МВД пошло на дискуссию. За это я могу сказать спасибо первому заместителю министра Михаилу Суходольскому, который активно участвовал в обсуждении, согласился со многими важными поправками в документ, поручил милицейским департаментам состыковаться с профильными комиссиями. Мы выруливали на какую-то, более-менее, конструктивную стезю.
Но потом где-то в недрах МВД было принято решение, что диалог с парламентариями излишен. Мы понимали, что не исправим концептуальных недостатков документа, но хотели исправить максимум того, что можно было. Сделать все по-честному. Но диалога не получилось. Часть подразделений МВД вообще отказалась обсуждать законопроект, спрятавшись за авторитетом президента, который вносил документ в Госдуму. Я думаю, что многие просто махнули рукой, сказав, что имидж президента и его авторитет нас прикрывает.
Эта логика возобладала в конечном счете. Ответственность за реформу, за новый принцип работы МВД взял на себя президент. За это отвечает он. Мы сочли, что честным будет сказать правду: поддержка президента не должна сводиться к слепому одобрению всех документов, которые от его имени готовят различные бюрократические структуры. Я знаю, кто и как готовил законопроект «О полиции». У меня нет сомнений, что, мягко говоря, авторство законопроекта далеко не за президентом. Руку к будущему закону, по большей части, приложило руководство МВД.

Я уверен, что МВД станет еще более всевластным и могущественным ведомством. Будет только прокурорский и ведомственный контроль, как и сейчас. Мы можем видеть, что сейчас этого не совсем хватает. Евсюков и Кущевская появились при прокурорах. Такой контроль показал свою неэффективность. Свежий пример: в Волгограде арестовано очередное отделение ДПС в полном составе.

Очевидно, что МВД получило дополнительные полномочия и очень серьезные. Например, милиционеры смогут вызвать граждан не только по возбужденному делу, а по заявлениям обратившихся. Кроме того, беспрепятственно входить в жилища, проверять бизнес в ходе оперативно-розыскной деятельности и изымать образцы продукции. Это очень большие полномочия и намного шире сегодняшних. Принятие законопроекта в двух чтения за один день – это аппаратная победа МВД. Все остальные остаются в проигрыше.

Сегодня я заявил с парламентской трибуны, что мы готовы будем принять свою вину и принести публичные извинения, если закон «О полиции» будет работать. Готовы ли отвечать перед народом, депутатами и оппозицией те лица, на которых лежит ответственность за новый закон?