Американская интернет-компания AOL приобрела ресурс Huffington Post, известный как наиболее успешная модель СМИ, работающего не только с профессиональными журналистами, но и с блоггерами. Сумма сделки составила $315 млн, при том, что на запуск проекта в 2005 году создатели Huffingfton Post потратили $1 млн (а общие инвестиции – более $30 млн). AOL также принадлежат популярный блог об интернет-индустрии Techcrunch (куплен осенью 2010 года за $25 млн) и блог о технологических новинках Engadget. Считать ли это тенденцией на медиарынке, и если да, то какой именно, Slon.ru рассказал создатель Lenta.ru, популярный блоггер и главный редактор «Коммерсант ТВ» Антон Носик.
– Запуститься пять лет назад на $1 млн и продаться за $315 млн – успех для Huffington Post? – Продать – это не значит заработать. Продать – это значит, что раньше в продукт верил ты, а теперь верит кто-то еще. Что касается суммы в $315 млн, я не видел бумаг Huffington Post, я не знаю, сколько они зарабатывают, сколько тратят, но как и любой сторонний наблюдатель могу сделать только два вывода: либо товар на самом деле столько стоит, либо покупатель переплатил. А в истории AOL мы знаем примеры, когда за понравившиеся активы они переплачивали, за ICQ, например [в 2010 году AOL продал месседжер ICQ российской DST $187,5 млн, что в два раза меньше суммы его покупки в 1998 году – Slon.ru]. Там, где есть очевидная доходность, рентабельность, доходы – это актив. – Получается, что интернет-гигант считает блоггерское СМИ прибыльным активом, если покупает его? Но из этой сделки не следует, что мне сейчас нужно предложить свой блог в «живом журнале» AOL. Это не говорит о том, что нужно отказываться от редакций, чтобы стать успешным СМИ, наоборот – блоги, научившиеся зарабатывать, создают себе редакции. Тенденция не в том, что СМИ отказываются от редакций в пользу блоггеров, а, наоборот, из блогов вырастают профессиональные СМИ. Но в блоге объектом капитализации является сама площадка, а не автор – будь то Другой, Тема или я. А автономные блоги в России есть, они не привязаны к персоналиям своих авторов и давно имеют денежный поток. Самый успешный из таких автономных блогов – фотоблог «Новости в фотографиях», где даже не написано, чьи там фотографии. Так что эти блоги вполне могут быть отчуждаемы. Но при этом нужно заметить, что 25 млн уникальных посетителей Huffington Post в месяц – это рекламный инвентарь, эти люди не платят за доступ на сайт. Более того, чтобы обеспечить доступ на Huffington Post всех желающих – это расходы на хостинг и трафик. Ценность актива определяется тем, сколько он зарабатывает.