Основатель eBay, инвестор Facebook, LinkedIn и Groupon Марк Самвер приехал в Москву, чтобы найти сотрудников и топ-менеджеров для российского отделения Groupon. На встрече в DigitalOctober он отвечал на вопросы, каким должен быть человек из Groupon.

Мы ищем людей, у которых есть опыт работы, много драйва. Если это вы – пишите нам. Оставляйте свои e-mail. Я обещаю, что не буду присылать вам групоновские сделки каждый день, но я обещаю взять вас на работу. Не фиксируйтесь на одной идее. Изучайте потребителей. Когда мы только начинали свое дело, каждый вечер мы проводим время в великих беседах: какую бизнес-модель мы любим. Мы обсуждаем видео, спортивные игры, медицину… Нам нравится идея блошиного рынка. Идея должна быть привлекательна для всех. Покупка ноутбука, CD – это классическая форма. Сейчас просто выбрать eBay, сказать, что это классно. Когда вы ищете идею развития в интернете – тяжело выбрать. Groupon – многомиллиардная компания, которая начиналась с двух человек в Лондоне, двух в Париже, двух в России. Это возможно. Нужно не бояться начать с малого. Шаг за шагом надо думать, что важно сегодня. Каждый раз думай, что важно для твоего потребителя. Чтобы сделать большую компанию, нужно от 1 до 3 людей. Надо разбить процесс на шаги и думать, какой шаг будет следующим. Надо смотреть не на то, что бы я сделал, если бы был Джобсом или Гейтсом. Сначала мы решили сердцем, что это идея, которая нам понравилась, и мы ею воспользовались. Потом уже общались с банкирами. Не было команды, средств, но мы начали общаться, и мы сделали это. Хороший продукт нуждается в маркетинговом продвижении, чтобы люди знали о нем, слышали. Пытайтесь искать людей, которые будут лучше, чем вы… Им надо передавать свое видение. Самое важное в вашей работе – продукт. Лучшие советчики – это ваша семья, друзья, которые могут быть с вами честны: если несколько людей говорят вам, что это плохой продукт, то вряд ли вы его сможете продать. Во время вывода продукта надо смотреть за его продвижением на рынке. Нет смысла продолжать вкладывать в продукт, если он плохой. Правильное время начать бизнес – это молодость. Когда вы один, от вас не зависят чужие жизни. Вы можете попробовать в течение года, если не получится – вы найдете себе работу. Может, это не лучшая работа. Но многие компании, как Groupon, понимают: даже если у вас не получилось, вы знаете, как устроен бизнес. Вы не витаете в облаках. Время пробовать здесь и сейчас. Вопросы:

– Когда ходишь на различные конференции, посвященные стартапам, то понимаешь, что таких идей, как у тебя, уже много, стоит ли запускать их?

– Ты видишь продукт на рынке и думаешь, что сделаешь лучше. Это технологическая игра. Если технологии два года – не стоит. Если это вопрос сервиса, то надо смотреть на ситуацию на рынке. Если у вас лучшие клиентские базы, лучшие предложения – можно попробовать. Крупные компании в Германии хотели сделать свой eBay, но для этого должен быть сопоставимый бюджет. Если у вас будет столько денег, как у Google, то вы можете потягаться с ним.

– Как вы считаете, когда умрет Groupon? Или он вечен?

– Groupon вечен. Почему я сказал это? Люди покупают наш сервис каждый день, у нас много подписчиков. Да, многие нас не любят, но многие любят наш сервис. Людям нравятся наши инновации.

– Вы советуете начинать свой бизнес молодым людям, но где найти деньги?

– Я знаю, что в России не так легко получить деньги американских венчурных капиталистов. Думаю, в Америке ситуация даже сложнее, там гораздо больше людей гоняется за венчурными капиталистами. Но венчурных капиталистов много. Я не говорю, что это легко. Вы можете начать бизнес с небольшим количеством денег. Делайте малое за малым, это требует немного денег. Сначала начните искать деньги у друзей и семьи, этого будет недостаточно – ищите у друзей друзей.

– В России пользователи Google и Facebook предпочитают «Яндекс» и «ВКонтакте». Не столкнется ли с такими же проблемами Groupon?

– В «Яндексе» и «ВКонтакте» – российский менеджмент, который ориентируется на российский рынок. У Google и Facebook – глобальная ориентация. Русские сделки Groupon должны быть адаптированы для российского рынка. Если в Японии надо продавать караоке, значит, мы будем продавать караоке. Если в России надо продавать бани, значит, будем продавать бани.

– Что для вас самый главный вызов в Groupon?

– Самое сложное было понять, чего хотят люди. И серьезный вызов в том, что мы быстро растем, и нам надо сохранить этот рост, не падать.