Поправки к закону «О СМИ», меняющие процедуру лицензирования телерадиовещания, внес в Госдуму в конце ноября 2010 года председатель комитета по информационной политике Валерий Комиссаров из «Единой России». Вчера Общественная палата обозвала их «пережаренной яичницей» и собрала группу по выработке своих поправок. Есть ли у них шансы и как измененный проект повлияет на рынок, комментирует директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер.

Внедрение этого законопроекта в закон «О СМИ» предполагает, что будет отменена необходимость принимать закон «О телевидении и радиовещании». В принципе, регулировать законом сферу телевидения и радиовещания – это неотложная необходимость, безусловно. Но вместо того, чтобы принимать закон «О телевидении и радиовещании», проводятся поправки к закону «О СМИ», которые, по мнению авторов этой записки, исключат необходимость принятия специального закона. Это более легкий, но менее практичный путь, потому что в этих поправках, к сожалению, далеко не все подпункты связаны с телевидением и радиовещанием по определению. Этот законопроект не решает главных вопросов: он не определил критериев победителей в конкурсах на получение лицензии телерадиовещания, не определил возможности создания общественного телерадиовещания, не определил полномочия органа, который определяет победителя в конкурсе на лицензирование. То есть ключевые вопросы он не определил. Вкратце, документ говорит, что все лицензирование будет осуществлять правительство. Как это лицензирование будет осуществляться, будет решать тоже правительство. По сути, это все. Я не думаю, что это связано с выборами. Это связано с переходом на цифровое вещание и возникшей из-за этого необходимостью изменить систему лицензирования. И, видимо, законодатели просто решили подложить под нее вот такую законодательную подушку. По поводу регистрации СМИ, под определение которого в этом законопроекте попадает любое предприятие, регулярно обновляющее сайт. Хитрость заключается в том, что интернет-сайты будут получать регистрацию на добровольной основе, но в то же время заниматься распространением массовой информации без регистрации невозможно. И обе нормы содержатся в этих поправках. С одной стороны, можно сказать, что законопроект ничего не меняет, но с другой – он может очень многое изменить, в зависимости от того, как будут применять его нормы. Я думаю, что пункт о добровольной регистрации поправка изменит, и будет действительно так, как хотят органы власти. Я думаю, что опасности, что корпоративные сайты компаний будут приравнены к СМИ, нет – потому что эту норму о необходимости регистрации в качестве СМИ будут применять только к общественно-политическим сайтам, а не ко всем подряд. Потому что в таком случае можно регистрировать и сайт президента. Очевидные плюсы этих поправок в том, что они узаконивают получение универсальных лицензий, которые компания может приобретать однажды и затем распространять сигнал во всех формах, на всех платформах. Для телекомпаний это большое удобство, к тому же срок лицензии увеличивается с пяти до десяти лет, и это второй большой плюс. Так что у этого законопроекта есть пара плюсов, но все они в большой степени компенсируются имеющимися минусами. Судя по тому, как прошло первое чтение в Госдуме, вероятность принятия этих поправок 99% – несмотря на протесты Общественной палаты и президентской комиссии по правам человека.