Александр Шумский, руководитель «Московского центра борьбы с пробками»

Московские власти сформировали список из десяти ключевых дорог, на которых будет выделена или построена полоса для общественного движения. Таким образом город намерен усилить приоритет общественного транспорта и стимулировать отказ от использования личного транспорта. Речь идет об участке на Щелковском шоссе от Хабаровской до Халтуринской, трех участках на самом напряженном Ленинградском проспекте и т.д.

Но давайте посмотрим, как это работает. Первая «выделенка» на Волоколамском шоссе на промежутке от метро «Тушинская» до МКАД существует уже с 2009 года. Это хорошее предложение. Здесь скорость транспорта в целом благодаря этой полосе увеличилась на 7%. Скорость городского транспорта, по официальным данным, – на 20–30%. Мне эти цифры кажутся завышенными, нужно пересчитывать. Эта отдельная полоса для общественного транспорта на Волоколамке раньше была запаркована, сейчас у автомобилистов есть своя вторая полоса, и раздельные полосы позволили ускорить движение.
Но сама по себе «выделенка» транспортную проблему не решает. Здесь нужны «карманы», где водители могли бы парковаться и разворачиваться. Кроме того, пока не было станции метро «Митино», жители Митино ездили до «Тушинской» на автобусах, сейчас в этом необходимость отпала. Поэтому потребность в этом участке отдельной трассы для городского транспорта уже не так велика, и нужно снова пересчитывать транспортные потоки для определения того, необходима ли эта полоса.

Но совсем другая ситуация на проспекте Андропова, где с 3 января текущего года организовано движение общественного пассажирского транспорта по указанным полосам на участке от ст. метро «Коломенская» до Каширского шоссе в сторону центра и области. Официально говорится, что в результате эксплуатации «выделенки»на проспекте Андропова при следовании в сторону центра скорость движения увеличилась по отношению к фактической скорости до введения на 65% и 41% соответственно, что позволило улучшить работу порядка 13 маршрутов городского пассажирского транспорта. Однако по нашим замерам, утром в час пик на этом участке пассажиропоток составляет всего четыре единицы, из них два автобуса – «гармошки». А совокупная заполняемость этих единиц всего семь человек. Водители частных автосредств жалуются в наш центр, они не понимают, зачем здесь, на Андропоповском проспекте отдельная полоса для городского транспорта. Мы говорили об этом руководству департамента транспорта Москвы, но реакции не последовало. Получается, что сделали для галочки.

Но, например, в числе запланированных на ближайшие два года нет улицы Харьковской, где такую полосу надо строить. Потому что эта маленькая дорога в 10 метров шириной практически единственная, которая ведет из 70-тысячного района Бирюлево-Западное в центр города.

Приоритет общественного транспорта – вещь полезная, но водители частного транспорта не должны быть ущемлены в своих правах только ради идеи. Все должно быть сбалансировано, а «выделенки» должны работать.