Сколько себя помню в Америке, каждый раз, когда заполнял какую-нибудь официальную анкету и доходил до места, где надо было расово определиться, тщетно искал «русский» в перечне меньшинств. Потому что меньшинствам суждены скидки и другие поблажки, призванные компенсировать невзгоды и лишения, которые они продолжают испытывать в американском «плавильном котле». А ведь русских в Америке точно меньше, чем других меньшинств, которые этим своим статусом пользуются, будь то эскимосы, индейцы или афроамериканцы. Но нет, приходилось ставить галочку напротив «белый» и понуро расставаться с надеждой на предпочтительное обхождение. И вот нашелся человек, который решил, что пора что-то сделать с такой дискриминацией белого мужского населения страны. Почему мужского? Потому что белые женщины еще могут рассчитывать на снисхождения благодаря своему полу, а белый мужчина оказывается в самом низу пирамиды, на вершине которой буквально купаются в водопаде благ черные женщины нетрадиционной сексуальной ориентации, прикованные к креслам-каталкам. Нашелся этот человек, Колби Бохэннан, в Техасе, что неудивительно, потому что там белым мужчинам приходится совсем туго из-за засилья мексиканцев и других выходцев из Латинской Америки, именуемых в американском обиходе «латиносами». В 2001 году Колби пошел учиться в университет штата Техас, но на третьем курсе вынужден был свернуть учебу, потому что бремя ссуд, взятых на оплату образования, стало для него непосильным, а грантов и стипендий для таких, как он, белых молодых людей, Колби не обнаружил. Отслужив 4 года в армии, из них 16 месяцев в Ираке, Колби вернулся в университет, и теперь за его образование платит Пентагон (мой рассказ о том, что дает служба в армии США можно посмотреть здесь). Однако, осадок у него остался, и с двумя друзьями-единомышленниками, также испытывавшими трудности с финансированием образования, он создал общественную организацию, которая ставит своей целью помогать белым студентам мужского пола, и назвал ее «Ассоциация за равенство бывшего большинства» – Former Majority Association for Equality. В Америке будирование расового вопроса не проходит без внимания, и вот уже Колби интервьюирует CNN и MSNBC. Когда мне попалось это интервью, я тоже решил задать Колби несколько вопросов, и он нашел время со мной побеседовать. – Как устроена деятельность вашей организации?

– Сейчас мы задались целью предоставить 5 стипендий по $500 к началу осеннего семестра. Эти деньги поступают к нам в порядке частных пожертвований.  – Ну, $500 – это немного, учитывая, сколько сейчас стоит год в колледже. Многие наверняка подумали, что сумма для вас не так важна, как желание привлечь к себе внимание. – Мы решили начать скромно. Это $500, которых раньше у студента не было и на которые можно купить книги, еду, заплатить за электричество и т.д. Мы не ставим условий, на что именно должна быть потрачена стипендия. Для тех, кто нуждается, это весьма ощутимые деньги. – Вы набрали нужную сумму? Сколько было подано заявлений? – Да, набрать и даже перебрать нам помогла шумиха в СМИ, которая поднялась после публикаций и телеинтервью. Думаю, что на весенний семестр 2012 г. мы будем в состоянии увеличить размер стипендии до $1000. На осень 2011 г. мы получили 20 заявок. Стипендии будут присуждены 4 июля (День независимости – А. Д.). – Какие требования к соискателям стипендии? – Надо доказать материальную нужду, иметь средний балл не меньше «четверки» и быть на 25% белым. А дальше в расчет будут приниматься рекомендательное письмо, степень и характер общественной активности, а также что человек напишет в двух сочинениях: одно на тему «На что пойдут деньги», другое – «Что в вашем понимании значит успешный человек». – То есть, Обама, в принципе, мог бы подать заявку на вашу стипендию? – Если бы он хорошо учился и нуждался, то да. Даже дети Обамы, если бы у него были мальчики. – Как проверить 25%-ный ценз? Я нигде не видел требование доказать его. – Если возникают сомнения, просим предъявить свидетельство о рождении. – А как решаете, кому из подавших заявление дать стипендию? – Собирается совет из 8 человек и решает. В него, кстати, входят и женщины, и афроамериканцы. – В России есть поговорка «назвался груздем – полезай в кузовок». Вы понимали, что начнется возня, и в ваш адрес пойдет много негатива? – Мы были не настолько наивны, чтобы думать, что это не вызовет реакцию, и положительную, и отрицательную. Но внимания на уровне CNN мы не ожидали. Недоброжелательно настроенных журналистов хватает. Вон, откопали, что я когда-то выписал необеспеченный чек и был уличен в мелкой краже.

– И что же вы украли?

У меня в общежитии нашли дорожный знак, ограничивающий скорость.

– А что вы отвечаете тем, кто обвиняет вас в расизме? Были угрозы
в ваш адрес
?

– Были матерные звонки и емейлы. Мы можем только продолжать объяснять и разъяснять позицию нашей организации: наша цель – помочь молодым малоимущим американцам, которые не могут рассчитывать на финансовую помощь от других организаций, раздающих ее по гендерному или расовому признаку. Есть множество организаций, дающих стипендии на основе той или иной расовой и гендерной принадлежности, но среди них нет ни одной, дающей ее на основании того, что соискатель – желающий получить образование малообеспеченный белый мужчина. Мы не утверждаем, что белые мужчины лучше других или что они более достойны, чем другие. Мы просто выступаем за равенство. Кстати, на сайте Former Majority Association for Equality мы предупреждаем, что не принимаем пожертвований ни от частных лиц, ни от организаций, связанных с белыми супрематистами и подобными расистскими группами.

Откуда возникло название организации?

– Если придерживаться определения большинства как 51% от общего количества населения, то белые мужчины его в Америке на сегодняшний момент утеряли. Демография страны не стоит на месте. Поэтому мы говорим о бывшем большинстве, и поэтому я не вижу ничего странного в том, что у них тоже будет право на свою стипендию.

– А что вы возражаете тем, кто говорит, что белые мужчины, независимо от их численности, все равно продолжают занимать господствующие позиции в американском бизнесе и правительстве? И что речь здесь идет не о соблюдении равенства, а о сохранении за ними права на некогда закрепленные привилегии? Как

возразил

вам профессор Колумбийского университета Марк Ламонт Хилл: «Быть белым – это уже само по себе стипендия»

. – Нам часто приписывают слова и убеждения, к которым мы не имеем ничего общего. Мы не исходим из уникального и привилегированного положения белого мужчины в США. Мы не считаем, что он угнетен. Пусть будет больше всяких разных стипендий, для всех. И если мы в состоянии помочь одной группе людей, нуждающихся в помощи, то мы будем рады это сделать. *** Вот такой у нас состоялся разговор. Ну хочет Колби сотоварищи помогать таким, как он, так и пусть помогает, подумал я, но на всякий случай решил спросить своего бывшего афроамериканского сокурсника WA (мол, я, как белый, может, не просекаю чего-то), который преподает в George Washington University (и дорожит своей анонимностью), что он думает о феномене Колби Бохэннана. Я выяснил, что представители меньшинств получают лишь 28% от всех негосударственных стипендий, остальные идут белым; что мужчины в последнее время составляют меньшинство среди американского студенчества; что у белых участников федеральной программы Pell Grant (максимальная сумма на 20102011 учебный год – $5,550) шанс получить деньги от программы лишь 20%, а у меньшинств – 37%, но это потому, что получение гранта зависит от финансового положения, а оно у меньшинств хуже. WA высказался следующим образом: «Не вижу ничего страшного в том, что Бохэннан придумал. Многим это кажется странным, потому что они глядят через призму истории страны, но если есть удовлетворяющие критериям Бохэннана молодые люди, то пусть они получат от него эти деньги. Он не первый, прецеденты уже были, но долго не продержались. Стипендия присуждается на конкурентных началах, значит, достанется она не каждому белому студенту мужского пола. Если она поможет парню, который с трудом сводит концы с концами, не бросить университет, то и отлично». Так что можно подавать с чистой совестью. Жаль лишь, что поздновато мне опять учиться. Но все равно приятно, что, хотя как русское меньшинство я не прохожу, за белизну и пару XY хромосом мне причитается. Только вот с 25% зря «Ассоциация за равенство бывшего большинства» деликатничает, надо было требовать все 100%, и чтобы на фото голубоглазый блондин был, а не «кофе с молоком». Потому что совершенно непонятно, как Колби будет разбираться, сколько там кофе, и сколько молока. Глядишь, и воспользуются денежками те, кто не вправе. Правда, Колби не собирается оглашать личности стипендиатов, так что опасность, что какого-то мулата его более темные друзья отколошматят за то, что он на «белую стипендию» учебников купил, невелика.