Ситуация на рынке продаж бытовой техники и электроники складывается таким образом, что даже первая тройка российских лидеров: «М-Видео», «Эльдорадо» и мы, «Техносила», – проигрывает западным компаниям. Владельцы торговых центров даже в городах с населением меньше миллиона хотят видеть у себя MediaMarkt и Saturn. И только если эти ритейлеры не идут к ним, моллы начинают рассматривать в качестве арендаторов российские компании.

При этом иностранцы платят им значительно более низкую аренду – в пределах $150 за кв. м в год, в то время как мы – $250–300 за кв. м. Точно такая же ситуация и с поставщиками. Ведущие производители телевизиров, холодильников, стиральных машин: Samsung, Sony и Panasonic – свои товары российским сетям отдают практически за нулевую маржу. И при этом только три федеральные сети имеют с ними прямые контракты, регионалы покупают эти товары через дистрибъюторов. Таким образом, у них возникают дополнительные издержки. И как только в город приходит федеральный игрок, местная сеть падает. Так ситуация не может долго развиваться, и в течение пяти лет большинство региональных игроков просто исчезнет, а в горизонте десяти лет все российские продавцы бытовой техники сольются в одну компанию.
Это заявление было сделано на форуме «Российская розничная торговля», проведенном Институтом Адама Смита. После окончания сессии я подошла к Михаилу Кокоричу, новому акционеру «Техносилы», компании, чуть не погибшей в кризис. В 2008 году «Техносила» была третьим в России продавцом БТЭ. В 2008 году ее выручка составляла $1,9 млрд, а общая торговая площадь сети примерно 744 000 кв.м. На сегодня эти показатели не раскрываются. Но на вопрос, что будет с «Техносилой», господин Кокорич ответил, что она не будет поглощена ни одним из ее конкурентов.