Интернет-сервис поиска дешевых авиабилетов Skyscanner пришел в Россию полтора года назад, опередив конкурентов. В прошлом году компания получила в виде комиссии с продаж билетов около $20 млн (объем продаж – $1 млрд). Директор Skyscanner в России Дмитрий Коновалов рассказал Slon.ru, что наша страна когда-нибудь выведет компанию в лидеры рынка.

Skyscanner – стартап, который выстрелил довольно-таки неожиданно. Как это происходило?
– Его придумали три программиста, которые любили путешествовать и ездили на лыжные курорты. Один жил в Лондоне, остальные – в других английских городах. Они решили найти самые дешевые билеты, чтобы полететь во Францию кататься на лыжах. Смотрели сайты многих авиакомпаний – сравнивали даты, рейсы. Это большой труд, но в результате программисты разочаровались: оказалось, что самые дешевые билеты они не нашли. В итоге один из них написал программу, которая сама ходила по сайтам авиакомпаний и получала тарифы. В 2002-м году он опубликовал их в интернете – в виде примитивной табличке в «экселе». Табличка обновлялась и получила большое число поклонников. Проект превратился в стартап. В 2008-м году парни получили 2,5 млн фунтов инвестиций от венчурного фонда Scottish Equity Partners. Так и появился Skyscanner. Сейчас сервис ищет по 600 авиакомпаниям и 670 000 рейсам. Он переведен на 23 языка. – Какое место вы занимаете на мировом рынке подобных сервисов?
– Мы занимаем первое место в Европе по числу посетителей, а в мире – третье. Лидером является американский сайт Kayak.com. Это объясняется просто. Американский рынок очень сильно развит, и там 60% билетов бронируется через интернет. В Британии, где появился Skyscanner, этот показатель вдвое ниже. На втором месте – китайский сервис Qunar.com (по-китайски звучит как «Щи-на»). Наша цель – опередить их, и стать мировым лидером. – Каким образом?
– Выиграть планируем за счет новых регионов – Украины, Польши, Греции, возможно, стран Юго-Восточно Азии и особенно России. У Kayak.com нет, например, русской версии, у Qunar.com ее тоже нет. А у нас уже существует полтора года, и в России мы видим потенциал. Исследование Citibank и Google показало, что 40% всех онлайновых покупок в России приходится на авиабилеты. В России слабо развита электронная коммерция. Поэтому лишь 3–5% от общего числа билетов бронируется через интернет. Люди старшего поколения и жители регионов еще не настолько освоили интернет: они бронируют билеты по телефону или заходят к туроператору. Но рынок все равно показывает самые впечатляющие в мире темпы роста. Наша задача – просто расти параллельно с ростом рынка, и пока получается. Мы сравнили показатели в России конца 2009 года со средними в 2010-м году. Получается рост на 438%. И у всех авиакомпаний, с которыми мы здесь общались, есть большой интерес. – В чем интерес пользователей – понятно, они ищут дешевые билеты. А зачем авиакомпаниям с вами работать?
– Мы приводим покупателя на их сайт. Люди покупают билеты, оставляют свои данные авиакомпаниям. Они могут пойти по рекламным ссылкам или сделать еще что-нибудь полезное. Например, забронировать отель или вступить в клуб лояльности. Помимо всего этого, у Skyscanner есть еще одна важная деталь. Авиакомпании экономят миллионы за счет того, что мы работаем с кэшем. – Хм. С наличными?
– Нет. Представим, что пользователь заходит на сайт авиакомпании. Он смотрит, куда можно дешево полететь на отдых в мае. Делает один запрос – по Германии, другой – по Франции. И каждый раз, когда ты задаешь поиск, авиакомпания автоматически отправляет запрос на сторонний ресурс и тратит несколько центов. Она не имеет доступа к собственным билетам. – Как это?
– Информация о билетах принадлежит третьей стороне – дистрибутивной системе. В России, например, работают глобальные системы Amadeus, Travelport, Sabre и ITA Software. Также популярна российская «Сирена». За их услуги надо платить, и некоторые авиакомпании тратят десятки миллионов долларов. Ситуация немного странная. Объясняется она тем, что к дистрибутивным системам подключены агенты и субагенты, которые продают билеты. Там очень сложная инфраструктура, и авиакомпании сами не могут решить проблему взаимодействия с агентами. – А вы-то чем можете помочь?
– Мы запрашиваем цены с сайтов авиакомпаний и сохраняем их в кэше. Представим, что к нам на сайт приходит пользователь и спрашивает, сколько стоит билет Москва–Париж. Запрос направляется в авиакомпанию, а данные мы некоторое время сохраняем в кэше. Потом приходят другие пользователи и запрашивают цены на тот же билет, и получают сохраненные у нас данные. Мы не обращаемся за ними в авиакомпанию, а она не обращается в дистрибутивную систему. Издержки уменьшаются. Так что это очень полезный для авиакомпаний инструмент. – Они платят вам из сэкономленных денег? – Они платят процент с транзакции, когда пользователь покупает билет. - С кем из российских авиакомпаний вы вели переговоры? С кем договорились?
– Это коммерческая информация, которую я не могу разглашать. Мы с ними общаемся. Прекрасные люди. Но, к сожалению, вопросы технологии еще нужно решать. Когда пользователи переходят с нашего сайта на сайт авиакомпании, их надо отследить, надо зафиксировать, какие действия они произвели. Здесь технологии не всегда на должном уровне. Наши технические люди общаются с их техническими людьми – делятся опытом, передают образцы. – То есть российский рынок растет быстрее остальных, но работать здесь пока можно только в убыток? Авиакомпании же не платят. – Это тоже коммерческая информация. Уровень развития технологий не всегда способствует быстрому развитию, но эта ситуация меняется. Рынок же растет. Думаю, тут речь идет о считанных месяцах. В конце февраля мы запустили мобильное приложение для поиска дешевых авиабилетов для iPhone и iPad. В первый же месяц число загрузок перевалило за миллион, причем россияне оказались самыми активными. С развитием продаж в режиме онлайн для российских авиакомпаний важно развиваться. Им это нужно. – А как вы планируете развивать бизнес?
– Наполняем локальные сайты интересным контентом. На нем держится продвижение. Делаем модуль для поисковых порталов. Недавно купили стартап Zoombu.co.uk, основанный в 2008-м году четырьмя ребятами из Оксфорда. У них есть свой модуль, который мы используем для поиска по автомобилям и отелям. Также он годится для сухопутного транспорта – в будущем подключим к Skyscanner поезда и автобусы. Тогда мы сможем предложить поиск от двери до двери. – В России это будет работать? – Мы будем делать здесь все то же самое, что в Европе. Инфраструктура в интернете развивается. Есть же «Сапсаны». На сайте РЖД можно заказать билет за два месяца до рейса. У нас есть технология, и мы сразу хотим ее использовать.