Римский Колизей отдан в аренду владельцу обувной марки Tod's Диего делла Валле. Новоявленный арендатор взял на себя обязательство реставрировать величественные руины за право эксклюзивно использовать изображение Колизея в течение 15 лет, а также размещать логотип Tod's на его входах, ну и еще кое-что, по мелочи. Даже не знаю, смеяться или плакать. И что бы по этому поводу, интересно, сказал старик Светоний, который описал открытие Колизея в 80-м году н.э.

Конечно, итальянские профсоюзы возмущены и требуют запретить передачу Колизея в руки делла Валле. Они подсчитали, что только на использовании символа Рима бизнесмен заработает 200 млн евро, в то время как его вложения составят только 25 млн евро. Slon.ru спросил архитекторов и защитников памятников архитектуры, что они думают по этому поводу. 

Вячеслав Глазычев, профессор МАРХИ:

– Если это поможет спасти коллективное сооружение Флавиев, почему бы и нет? Производство презервативов в этой ситуации было бы менее приятно. Пережил Колизей 2000 лет, переживет и 15. Повесить логотип обувной фабрики на Колизей, – этого не может быть. Потому что такого не может быть никогда! Никто из туристов не согласится платить по 20 евро за вход.

Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор»:

– Если это не первоапрельская шутка, то решение абсолютно политически безграмотное. Берлускони просто расписывается в своей полной беспомощности. Неужели итальянская казна настолько обеднела, что власти не могут найти сами средства, чтобы заниматься реставрацией этого памятника архитектуры? Ведь это символ Рима. Но если уж действительно для Италии пришли такие трудные времена, то почему бы не пойти с шапкой по миру? Создать, наконец, пул спонсоров, а не назначать одного? Когда у нас строился храм Христа Спасителя, стоял ящик, куда каждый мог положить свой рубль. И я внесла свои 10 рублей. Тогда точно бы не было недовольных. Нельзя лишать народ символического права на объект.

Михаил Хазанов, архитектор:

– Три временных небольших баннера на Колизее за 15 лет его не испортят, если тем самым он будет сохранен и простоит после этого еще 150 лет без реставрации. Жаль, что у нас реклама чаще всего ничего не приносит тем зданиям, на которых она висит. А они тоже разрушаются и нуждаются в консервации-реставрации, иногда в реконструкции .

Марина Хрусталева, председатель правления Московского общества Охраны архитектурного наследия:

– Спонсирование реставрации знаковых культурных объектов – это благородное дело. И в обмен спонсор всегда получает какие-то имиджевые преференции. Вопрос в их объеме. Если Диего делла Валле будет использовать изображение Колизея на своих обувных коробках, то, наверное, в этом нет ничего дурного, и даже если на строительных лесах вокруг Колизея свой логотип – тоже вполне допустимо. Но вот вывешивать на сам Колизей баннеры своей обувной фабрики не стоит.