Как вы обычно отмечаете День Космонавтики, если не имеете к ней никакого отношения? Как-то не думали об этом? В этом году, между прочим, 50-летие первого полета человека в космос. Хоть рюмку коньяку за Гагарина выпьете? Или не до того? А нерядовое, между прочим, событие. С далеко идущими последствиями для всего человечества. В официальной России чествование будет на высоте: увешанные наградами космонавты скажут важные и высокие слова, где-то возложат венки, отдадут дань и т.д. А вот на гражданском, народном уровне будет ли что-нибудь происходить? Ведь Гагарин во многом стал человеком мира благодаря своей человеческой харизме. Нашелся в Америке человек, который и в России многим даст фору, когда доходит до празднования этого события. И не только в этом, юбилейном году. Возглавляемая тридцатилетним канадо-американцем Райаном Кобриком с 2003 года организация координирует проведение «Yuri’s Night» – Юриной вечеринки или, если угодно, Гагаринской вечеринки – по всему миру. Вот ее сайт http://yurisnight.net/ Понятно, что этот год для Райана и двадцати с лишним его единомышленников-добровольцев – особенный: 12 апреля 2011 года готовится проведение около 500 мероприятий в 69 таких разных странах, как Афганистан и Япония и даже в Second Life. В Румынии и Германии планируется по 15, в России – 23, в Италии и Англии – по 25, в США – 155 мероприятий. Накануне события я побеседовал с Райаном. – Все в силу своих культурных особенностей знают, как встречать Новый год или отмечать день Св. Валентина. А как себя вести, отмечая годовщину полета в космос Юрия Гагарина?

– Правило простое – делай, что хочешь: мы никого не ограничиваем, ничего не предписываем. Хотите рэйв – устраивайте рэйв. Это может быть сборище друзей на полянке перед домом с пивом и барбекю, а может быть поп-концерт перед аудиторией в 10 тысяч. На фоне от представлений с вовлекающими играми в детских музеях до крепкой выпивки в барах. Главное – это чтобы публика чувствовала себя частью происходящего. Поэтому организовать свой «гагаринский вечер» совсем несложно, надо лишь немного воображения. – Что натолкнуло тебя на идею «гагаринского вечера»? – Его придумал не я, проект существует с 2001 года, а я примкнул к нему в 2003-м. Одно из требований для получения степени магистра в Международном космическом университете Страсбурга была практика, которую я проходил в Лос-Анджелесе в фонде X-Prize. И вот однажды директор фонда Питер Диамандис взял меня на ланч, и моими соседями за столом оказались Баз Олдрин (

второй человек после Нила Армстронга, ступивший на поверхность Луны

– Slon.ru) и Джордж Уайтсайд (

бывший начальник штаба NASA, которого британский магнат Ричард Брэнсон переманил управлять компанией Virgin Galactic, занимающейся коммерческим освоением космоса

– Slon.ru). Джордж и его жена Лоретта стали говорить, как им хотелось бы заинтересовать космосом побольше молодежи и как они проводят «Yuri’s Night» в Лос-Анджелесе. Я стал им помогать и «Yuri’s Night» в Лос-Анджелесе в 2003 году стала моим первым проектом. Мне это понравилось, и с тех пор, куда бы я ни переезжал – я провел 2 года в университете штата Пенсильвания и потом получал докторскую степень в университете штата Колорадо – я везде организовывал «Yuri’s Nights» и занимался живой пропагандой вашего дня космонавтики на добровольных началах (смеется). –

А какая роль в процессе у тебя лично? Все-таки ты в MIT наукой занимаешься. (Заглавие д

окторской диссертации

Райана можно перевести так: «Характеристика и стандартизация измерений абразивности лунной пыли при проектировании и использовании космических аппаратов»)

– Все координаторы и устроители – добровольцы. В основном, мы помогаем участникам поддерживать контакты между собой. В этом году на экранах во время мероприятий будет показан фильм «Первая орбита» – то, что Гагарин видел, облетая земной шар. Мы следим, чтобы просмотры прошли гладко. Также в этом году мы организовали спутниковую трансляцию с более чем тридцати мест проведения «гагаринских вечеров», которую можно будет посмотреть на сайте www.spacevidcast.com.

– Опиши, пожалуйста, кредо проекта «Yuri’s Night». А то может создаться впечатление, что это только повод весело провести время и профанация доброго имени Гагарина.

– Цель проведения «Yuri’s Night» – расшевелить в обществе интерес к исследованию космоса и разбудить новое поколение исследователей, связанных общими интересами и, в идеале, общающихся друг с другом. Проводящиеся по всему миру мероприятия привязаны к космическому контексту, но проявляются в различных формах – через музыку, танец, изобразительное искусство.

– Есть ли какое-то конкретное место, где будет проходить главное мероприятие «гагаринского вечера»?

– Такого места нет и не может быть по определению. Каждый год проходят два или три сборища, куда приходят толпы и получают паблисити в СМИ. В прошлом году такое мероприятие провела NASA в Центре Эймс в Калифорнии – там было 6000 школьников в первый день на лекциях и столько же во второй на вечеринке. И там, и в других местах все делается с огоньком, и не было ни разу, чтобы кто-нибудь пожаловался на скуку.

– Любопытно, что NASA отмечала годовщину советского космического достижения...

– «Yuri’s Nights» собирают людей со всего мира, без оглядки на гражданство. Я тогда еще не родился, но Юрий представляется мне выразителем настроений и чувств всех людей планеты. 12 апреля 1961 года человечество в лице Юрия Гагарина преодолело притяжение Земли и устремилось в космос. России повезло, что такой первопроходец был русским, но, став первым человеком в космосе, он как бы получил звание посла от всех землян, а не от какой-то одной страны. Неслучайно на нашем сайте мы поместили его слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!». Мне кажется, что для советского военного летчика это было довольно откровенное высказывание. Годовщина полета Гагарина совпадает день в день с годовщиной первого полета «Шаттла» в 1981 году, поэтому для космических энтузиастов 12 апреля 2011 – это вдвойне знаменательный день. 50 лет человеку в космосе и 30 лет первому полету «Шаттла».

– А кто для тебя служит «американским Гагариным»? Есть, вообще, такой?

– Для американцев это Джон Гленн (

первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полёт 20 февраля 1962 года

– Slon.ru). Его биография и история освоения космоса крепко переплетены. А для меня лично это Чиаки Мукаи, я с ней общался в студенческие годы, это очень отзывчивая и интересная женщина. Вообще, астронавты – это совершенно уникальные люди, лучшие из лучших. По мне, они все достойны звания международных героев.

– Ты ожидаешь, что после 50-летнего юбилея наступит спад популярности «гагаринских вечеров» или наоборот?

– Трудно сказать. Это 11-й год существования проекта, и количество участников постоянно растет. В этом году количество участников удвоилось! Сейчас их зарегистрировано 444 и мы ожидаем, что еще около двадцати добавится через пару дней. Не знаю, будет ли у нас столько же в следующем году, но интерес к проекту однозначно растет. В этом году мы проводим два конкурса. Компания Space Travellers через нас разыгрывает полет в невесомости и тур по Звездному городку. А мы разыгрываем первый приз – поездку на Байконур на запуск космического корабля за лучший плакат на тему первого человека в космосе.

– На какие деньги вы существуете?

– Мы зарегистрированы как общественная организация. У нас есть спонсоры, они все указаны на сайте. Но на «Yuri’s Night» зарабатываем не мы, а те, кто проводит мероприятия на местах.

– Среди спонсоров есть компании, занимающиеся коммерческим освоением космоса. Что ты ответишь, когда кто-нибудь скажет, что эти гагаринские ночи – хорошо продуманная маркетинговая стратегия, чтобы подготовить поколение потребителей услуг этих компаний?

– Я отвечу, что сказавший это перевернул все с ног на голову. Интерес к космосу – часть нашего естественного желания узнавать новое. Из-за этой страсти коммерческие компании могут выступить в роли спонсоров, что будет замечательно, потому что тогда мы сможем нанять работников. Космос не является прибыльным бизнесом, но то, что он способен дать обществу, настолько значимо, что правительство вкладывает деньги в компании, чтобы помочь им расти и экспериментировать.

– А чем ты хотел бы заниматься после MIT?

– Я хотел бы иметь возможность дать людям почувствовать, что такое космос, тем, кто в силу здоровья или финансов не в состоянии испытать космос воочию. Мне довелось побывать в арктической пустыне, максимально приближенной по условиям к Марсу. Я знаю, что для большинства этот опыт будет их маленьким кусочком космической одиссеи.

– Спасибо, Райан. Кстати, если я соберусь отмечать 12 апреля в кругу семьи, то какой именно момент принято считать самым важным: старт «Востока-1» или приземление Гагарина?

– Полет продолжался 108 минут. Я не думал, когда уместнее чокаться: в начале или в конце. Да и в точное время, когда проходил полет (

Гагарин взлетел в в 09:07 по Москве

– Slon.ru) половина населения земного шара спит. На самом деле, это неважно. Важно, что это произошло. Есть группа людей, которая считает, что раз Гагарин приземлился не в спускаемом аппарате, а отдельно от него, то это, мол, не позволяет считать его первым человеком, слетавшим в космос. Пусть оспаривают – это ничего не меняет, он остается первым. И этого у него не отнять. Так же, как не отнять у американцев желание уцепиться за общечеловеческий элемент в этом разобщенном мире и возводить на нем конструкции, иногда нелепые на наш взгляд. Конечно, второго такого, как Гагарин, не было и быть не может, но интересно, придет кому-нибудь в голову в России скинуться на троих и выпить за 30-летие «Шаттла»? Все-таки из поводов это не самый плохой.