Сегодня, как сообщил «Коммерсантъ-FM», был уволен представитель ФМС России Константин Полторанин. Это было довольно оперативной реакцией на интервью, которое официальный представитель миграционной службы дал BBC. Видимо, не в силах скрывать свою обеспокоенность за судьбу «титульной нации», Полторанин сказал буквально следующее: «На кону ведь стоит, в принципе, выживание белой расы, и в России этот вопрос ощутим». Что же касается миграционной политики, то, по словам Полторанина, нам не стоит брать пример с Западной Европы, которая активно привлекает мигрантов. У нас должен быть особый путь: «Тут нужно строить отношения таким образом, чтобы смешение кровей-то шло в правильном режиме». Социолог Дмитрий Дубровский, исследующий расизм и ксенофобию, рассказал Slon.ru, почему высказывание чиновника не стоит считать чем-то неожиданным и почему Константину Полторанину не грозит обвинение по 282-й статье УК за возбуждение ненависти и вражды.
– Как расценивать слова чиновника, который думает о «выживании белой расы» и «смешении кровей в правильном режиме»?
– Человек полностью солидаризовался с обычными расистами, причем биологическими. Обычно в России все-таки распространен расизм культурный, а здесь классический пример биологического расизма: здесь оперируют такими понятиями, как кровопреступление.
– Этот человек работает в ведомстве, которое занимается миграционной политикой...
– Это не единственный пример, когда сотрудники миграционной службы позволяют себе такие вещи. Когда ДПНИ так радовалось за введение дактилоскопии для мигрантов, предложил ее кто? Глава миграционной службы. Трагедия в том, что одну организацию за такого рода вещи закрывают и признают экстремистской, а этот человек является представителем государства и озвучивает вещи, которым исключительно ДПНИ может аплодировать.
– Некоторые связывают это высказывание с реакцией на предложения демографов в рамках «Стратегии 2020» развивать миграционную политику. Да и начальник Полторанина Константин Ромодановский буквально вчера говорил о том, что без привлечения мигрантов нам не обойтись.
– Не думаю, что это отношение к «Стратегии 2020». Это скорее имеет отношение к компоту, который в головах не только у чиновников, но и у населения. С одной стороны, объявляется, что в российском государстве свобода передвижения, регистрацию пытаются отменить. С другой стороны, идет постоянная борьба за безопасность. Причем безопасность понимается исключительно как безопасность осажденной крепости: построить регистрационные пункты, лагеря, пулеметы и лучше проволочкой в три ряда еще окружить. Это вещи взаимоисключающие: либо модернизация и открытость, и свобода передвижения, в том числе, а у нас очень большая проблема в том, что внутренняя миграция затруднена. С другой стороны, очевидные проблемы с тем, что государство одновременно пытается вести модернизацию, в том числе и технологическую, и имеет проблемы с рабочей силой, реальные проблемы с ее неравномерностью. И одновременно вот такие сюжеты возникают. Это, очевидно, противоположные вещи, которые не могут стоять рядом, но они существуют.
– При этом эти несовместимые вещи звучат на уровне чиновников довольно высокого уровня.
– Самая большая проблема в этом, если бы сказала об этом шантрапа, то на нее возбудили бы уголовное дело по 282-й статье. А когда это говорит чиновник, все стыдливо отводят глаза и говорят: ну да, у нас вот есть такие отдельные случаи, но в целом мы такая толерантная демократическая страна.
То, что расизм является частью общеполитического дискурса – это проблема. Другое дело, что мы очень мало об этом знаем. Когда чиновники начинают об этом говорить, это оценивается как эксцесс, а это не эксцесс, это, к сожалению, некоторая общественная норма давно. Просто на уровне риторики это не очень принято, а на уровне практики расизм не только существует, но и активно процветает в академической среде, в правоохранительных органах, много где. Самое простое – посмотрите на объявления: русские снимут квартиру. Это прямое доказательство, что есть дискриминация в системе аренды жилья. Произошедшее – это не эксцесс, это прорыв части айсберга, который реально существует в России.