В связи с возникшим дефицитом бензина на внутреннем рынке, Россия вводит ряд мер по ограничению экспорта нефтепродуктов. В частности, замминистра энергетики РФ Сергей Кудряшов заявил о достигнутой договоренности с нефтекомпаниями о прекращении экспорта нефтепродуктов. Кроме того, с мая 2011 года запланировано повышение экспортной пошлины на нефтепродукты. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин рассказал Slon.ru о возможных последствиях реализации инициатив правительства. 

Михаил Иванович, какими будут потери российских экспортеров нефтепродуктов из-за ограничения экспорта?

– Я думаю, что они вообще ничего не потеряют. В этом случае они просто увеличат экспорт сырой нефти, на которой они вполне прилично зарабатывают, поскольку на экспорте низкокачественного мазута прибыль не такая уж высокая, тем более, что на его экспорт повышается пошлина. 

А, на ваш взгляд, позволит ли повышение экспортных пошлин на нефтепродукты избежать роста цен на бензин в России? 

– Нет. Наоборот, эти меры приведут только к росту цен на бензин. 

Дело в том, что ничего нового здесь не предложено. Эта реформа налогообложения нефтяной отрасли была предложена гораздо раньше. И эти меры планировалось ввести в конце текущего года. Но ситуация на рынке заставила правительство сделать это раньше. Смысл предложенных мер в том, чтобы повысить пошлины на нефтепродукты и, чтобы помочь нефтяным компаниям, несколько сократить экспортную пошлину на сырую нефть. 

Когда планировалась эта реформа, ожидалось, что в течение первого же года ее действия на российские нефтеперерабатывающие заводы будет поступать на 20, а то и 30 млн тонн нефти в год меньше. А затем при полном вводе этой реформы в действие на нефтеперерабатывающие заводы будет поступать на 70 млн тонн сырой нефти меньше, чем прежде.

Таким образом, в целом, цены на нефтепродукты должны будут повыситься, поскольку в стране будет испытываться определенный дефицит высококачественного топлива.

А что касается намерений по снижению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или ставки акцизов?

– Эта мера тоже была предложена ранее. Планировалось вообще аннулировать НДПИ для новых месторождений и заменить его своеобразным налогом на прибыль. А для старых проектов планировалось несколько снизить ставку этого налога. Так что здесь опять нет ничего нового, и никакие это не меры по спасению, а та самая реформа, которая уже давно была задумана и планировалась на конец этого года.

На ваш взгляд, надолго ли вводится ограничение экспорта нефтепродуктов?

– Этого я не знаю, но то, что эти меры абсолютно неэффективны, – совершенно очевидно. Россия ведь в основном экспортирует весьма низкокачественный бензин, который не заправляют в машины, а перерабатывают на заграничных НПЗ в более качественное топливо. Кроме того, экспортируется огромное количество мазута, который также идет за границу как полуфабрикат, сырье для местных НПЗ. И если вводить какие-то ограничения на экспорт этого бензина, то Россия их просто не заметит. В стране и так достаточно мощностей, чтобы производить свой собственный бензин и снабжать внутренний рынок.

Как в таком случае стоило бы действовать правительству, чтобы сдержать рост цен на бензин?

– Самое интересное, что основной рост цен на бензин в России как раз и был спровоцирован правительством. Во-первых, нужно пересмотреть всю систему, при которой внутренние цены на топливо зависят от экспортных цен через формулу налога на добычу полезных ископаемых. Сейчас налог повышается, как только повышается экспортная цена. Во-вторых, надо было подумать несколько раз, прежде чем повышать акциз на топливо. И, в-третьих, повышение цен все-таки неизбежно. Так как реформа в налоговой отрасли уже давно назрела, и ее нужно провести. Тут уж ничего не поделаешь. И если исходить из рыночных условий, цена на топливо возрастет. Единственное, что может сделать правительство, – взять часть расходов на себя, понизив налоги или снизив ставку акциза.