Президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить предложения о введении ответственности за употребление наркотиков, вплоть до уголовной. При этом у наркоманов будет существовать альтернатива тюремному заключению в виде принудительного лечения от наркозависимости. Президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман высказал Slon.ru свое мнение по поводу этой инициативы.

На ваш взгляд, возможное введение уголовной ответственности за употребление наркотиков решит проблему? Или, напротив, ее усугубит?
– Это очень разумная мера. Она была опробована во всех странах, которые выходили из наркокатастрофы. В частности, в Штатах, которые в 1912 году обнаружили у себя разгул героиновой наркомании. Они сразу же запретили раздачу героина во всех медицинских пунктах, перестали называть наркоманию болезнью, ввели уголовную ответственность за употребление наркотиков и тут же создали систему реабилитации. Эти меры были очень жесткими и репрессивными. И они за несколько лет исправили ситуацию, а к 1929 году количество героиновых наркоманов в США сократилось в 10 раз!
В Японии в 1954 году была сумасшедшая волна амфетаминовой наркомании. Из 100 млн населения, 2,5 млн были амфетаминовыми наркоманами. Боролись точно так же: жесточайший запрет на употребление, уголовная ответственность и создание реабилитационных центров.
То же самое было еще в нескольких странах. Самая сильная модель была в Швеции, где был создан жесточайший прессинг для наркоманов и, в то же время, была возможность проходить лечение.
Совокупность этих мер во всех странах, где они вводились, вела к позитивному результату.
В России, в этом смысле, есть одна проблема – у нас нет реабилитации. В стране нет государственных наркологических центров. У нас – кто во что горазд. Для многих это просто зарабатывание денег. А, например, для сектантов – это вербовка новых членов. В результате, нормальных реабилитационных центров в стране единицы, а армия наркоманов огромна.
Но, то, что предложил Медведев – это первое по-настоящему мудрое государственное решение в этой области. Правда, все это надо было делать еще лет 10 назад. Но, лучше поздно, чем никогда.
Я не знаю сейчас, насколько эти меры помогут, но не делать этого нельзя. У нас огромная армия наркоманов, по моим оценкам, до 6 млн человек. И это совершенно реальная цифра! Мы занимаем первое место в мире по смертности среди молодежи. До 100 000 в год у нас умирают только от употребления наркотиков. И это чудовищная цифра! Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, первое, что нужно сделать – это ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков. Это очень мощная, превентивная и профилактическая мера. Например, когда в Советском Союзе существовала уголовная ответственность за употребление, наркоманов было в сотни и сотни раз меньше.
Ну и, конечно, должна быть альтернатива в виде принудительного лечения, как это сделано во всех цивилизованных странах, когда человек может выбирать: или идти в тюрьму, или лечиться.
А вам не кажется, что многие выберут тюрьму, учитывая, что доступ к наркотикам там часто получить гораздо проще, чем на воле, а также учитывая наши проблемы с системой реабилитации?
– Когда у любого человека будет выбор: или идти лечиться, или сесть в тюрьму, люди будут выбирать лечение. Тем более в России, учитывая жуткие условия в лагерях. Никто просто не захочет туда идти.
Да, у нас проблема с системой реабилитации, но, я думаю, что мы сейчас, столкнувшись с реальной наркокатастрофой, осознав ее, будем вынуждены на государственном уровне создавать систему реабилитации. Никуда от этого не денешься.
Пока все сделано правильно. Дай бог, чтобы все получилось.