Стоимость «Яндекса» накануне IPO инвестбанки оценили в $6 – 7 млрд. Исходя из этой цифры, мы можем рассчитать условную стоимость одного пользователя «Яндекса»: для этого нужно разделить среднее арифметическое от оценочной стоимости компании на среднее количество уникальных посетителей в месяц. Получившаяся цифра, как ни странно, оказывается гораздо выше, чем рассчитанная тем же способом стоимость пользователя Mail.ru Group (учитывая все ее многочисленные проекты) – $172 против $71 (данные для Mail.ru Group взяты на момент проведения IPO). Отчасти это объясняется разницей в стоимости тысячи контактов – у «Яндекса» она, по подсчетам агентства Traffic, составляет 85 рублей, у Mail.ru – 58 рублей. При этом сравнение двух компаний с западными аналогами показывает, что уникальный посетитель Facebook и Google ценится инвесторами на порядок дороже – и у этой разницы уже нет рационального объяснения. Да, на американском рынке совсем другие рекламные бюджеты: в России в 2009 году на каждого жителя приходилось $45 рекламных денег, когда в США – $484. Но вот стоимость тысячи контактов в интернете отличается меньше, чем втрое – $3,9 у нас против $10 в Америке и $11,9 по миру в целом. Единственная убедительная версия, объясняющая десятикратную разницу в стоимости уникального посетителя для инвестора – наш пузырь меньше. Пока.
ИСТОЧНИК: BLOOMBERG, ДАННЫЕ КОМПАНИЙ, РАСЧЕТЫ SLON.RU