На питерском форуме Дмитрий Медведев предложил создать единый федеральный округ из Москвы и области. По словам президента, это поможет «улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей». Чтобы положение столицы стало еще лучше – госучреждения неплохо было бы вывести за МКАД. Г

ендиректор IRP Group Булат Столяров и
директор департамента по вопросам административной реформы
Центра стратегических разработок Владимир Южаков рассказали, кто мог бы возглавить новый округ, чем рискуют чиновники при создании нового округа и согласятся ли они покинуть Москву.

Булат Столяров
– Президент предложил объединить Москву и Подмосковье в федеральный округ. Стоит ли ждать, что объединение наконец произойдет?
– Я думаю, что координация между Москвой и Московской областью должна быть чем сильнее, тем лучше. Форма этой координации в виде федерального округа смущает тем, что федеральные округа не смогли ничего скоординировать, ни один. Тем не менее, если у Москвы и области будет единая стратегия хотя бы как у округа, где базовые вопросы развитии инфраструктуры многофункционального развития будут решены, это будет лучше всего. Наверное, что-то в этом есть. – Возможно ли вывести все правительственные учреждения за МКАД? – Вынесение госучреждений, если не за МКАД, то на окраину Москвы и превращения центра Москвы в исторический центр, такой способ борьбы с излишней централизацией города – это вещь более чем благая. – Вещь благая, но согласятся ли выезжать сами чиновники, от которых зависит окончательное решение? – Чиновники на то и чиновники. Что в Бразилии, что в Казахстане на пустырях создавались новые столицы, и чиновники ехали. То, что у нас Москва абсолютно колапсировала в связи с тем, что происходит такая избыточная централизация всех потокой. И то, что централизаия обусловлена нахождением в центре города бюрократии – это совершенно однозначно. история выноса административного сити за МКАД и создание из Кремля музея – это замечательный проект. – Какие именно ведомства могли бы выехать?
– Я вообще не думаю, что кто-то всерьез обсуждал, какие ведомства переезжают, какие нет. У нас часто бывает, что сначала задается тренд, а потом обсуждаются хоть какие-то подробности. – Если все-таки дойдет до реального объединения Москвы и области, есть ли лидер, который мог бы возглавить новый субъект? – Очевидно, что лидер в тандеме Москвы и области Собянин. При этом, кто мог бы быть полпредом, по всей видимости какой-то человек комфортный для Собянина. Кто это мог бы быть – не знаю. Сложный вопрос. При этом Собянину уходить на такого полпреда неправильно было бы, потому что эта позиция намного слабее, чем мэр Москвы. – Для московской элиты изменение статуса города отразится ее положении? –А в чем проблема? Москва входила в один федеральный округ, войдет в другой. В чем проблема? Это вообще не касается региона, это касается над региональных структур. – Громов вообще вписывается в эту новую структуру? – На мой взгляд, Громов ни в какую структуру не вписывается по биологическим причинам, но это же не наше с вами дело. Владимир Южаков – Про объединение Москвы и Подмосковья говорят уже много лет. На этот раз точно объединят, или опять все останется на словах? – Как человек, который сталкивается с Москвой и областью как гражданин, могу сказать, что проблема есть и она требует централизованных, совместных решений. Но в том, что сказал президент, я не услышал слов об объединении. Речь идет о создании федерального округа. Может быть это предполагает конструкцию, в которой сохраняется Москва и Московская область как административные единицы. Нет полной ясности, как это будет сделано – президент сказал, что это можно было бы обсудить такое предложение. – То есть останется два губернатора, над которыми поставят еще кого-то еще? – Так может быть сделано по аналогии с федеральными округами. Не могу сказать правильно ли это, но такой вариант возможен. – Может ли рано или поздно возникнуть новый субъект? – Мне кажется, что более вероятно, что будет создана надстройка. – Собянин сразу довольно четко высказался, что объединения не будет, а будет только расширение границ. – Здесь к гадалке не надо ходить, они [чиновники Москвы и области], конечно, против. А вот по какому пути пойдет их интеграция? – Кроме того, что при объединении сократится численность чиновников, какие еще риски возникают? – Можно предположить, что это не только сокращение чиновников. Будут пересматриваться взаимоотношения чиновников и владельцев земель, торговых центров, предприятий, которые на этих землях находятся. К сожалению, практика такова, что они завязаны друг на друге. Значит чиновники теряют не только место, теряется источник благополучия. С другой стороны, эти компании теряют налаженные отношения, а для кого-то теряются сложившиеся «крыши». – В итоге все в минусе, для чего же это надо? – Думаю, что в долгосрочной перспективе все равно все в плюсе, но это требует понимания, [что надо] поступиться текущими интересами.