Если верить народной молве, то в России у жены почти каждого губернатора есть завод по производству тротуарной плитки, асфальта и металлических заборчиков. С недавних пор Москва не исключение. Каждый раз, когда я слышу выражение «Ира-бордюр», у меня начинаются легкие приступы тошноты. За последний год я скрупулезно изучил бизнес всех детей и жен губернаторов, министров, полпредов, московских чиновников. Они владеют разнообразными предприятиями, но заводов по производству тротуарной плитки ни у них, ни у Ирины Собяниной нет. Читать полностью

Жену нынешнего столичного градоначальника, по распространенной легенде, в Тюмени звали Ира-бордюр.В самой Тюмени, правда, до прошлой осени эта кличка была никому неизвестна. Впервые это словосочетание было опубликовано в 2005 году на одном из тюменских форумов, где один из пользователей заявил, что жена Собянина владеет компанией ООО «Ира-бордюр», которая занимается дорожными работами в городе.С избранием Собянина губернатором Тюменской области, в столице региона действительно начались оживленные дорожно-строительные работы, и за годы губернаторства Собянина город преобразился. Нони в Едином реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ни в СПАРКе данных о компании «Ира-бордюр» нет.
Большую часть дорожных работ в Тюмени при Собянине выполняла компания «Аэродромдорстрой» (АДС), которую тоже связывают с именем супруги московского мэра. Хотя и до того, как губернатором Тюменской области стал Собянин, компания имела массу заказов по всей России, в частности, проводила реконструкцию аэропортов в Магадане, Кирове, Екатеринбурге, Омске,Нижневартовске и Саратове, занималась дорожным строительством далеко за пределами Тюмени – в Московской, Калужской, Смоленской и Омской областях. В Тюмени успех АДС связывают с именем начальника управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаза Закиева. Именно после его назначения АДС стала выигрывать большинство тендеров на дорожное строительство в Тюмени. Этим фактом даже интересовалась прокуратура. Закиев до сих пор занимает эту должность, а АДС до сих пор выигрывает крупные тендеры в Тюменской области. И не работает в Москве.

Slon.ru изучил происхождение всех компаний, выигравших тендер на укладку плитки в Москве. Большинство этих организаций работают с правительством Москвы уже более 10 лет, то есть получали заказы еще при Лужкове.

Не то чтобы я пытаюсь защитить супругу мэра или других родственников чиновников, но обвинения должны быть обоснованы. Изучив, к примеру, материал о членах семей губернаторов, можно найти десяток коррупционных историй – фармацевтические компании, активно участвующие в госзакупках регионов, поставщики счетчиков на воду, которые неожиданно активно стали внедрять в других регионах, владельцы управляющих компаний в сфере ЖКХ, не говоря уже об историях с господдержкой предприятий, принадлежащих родственникам чиновников. «Ира-бордюр» удобна и притягательна своей простой логикой. Обыватель не пытается ни в чем разобраться, а просто брызжет слюной, но коррупции от этого меньше не становится.
Жизнь всегда богаче вымысла. Взять, к примеру, список подрядчиков, укладывающих тротуарную плитку в Москве. Среди них есть – компания «Мелт» (прежнее название – «Сервис-Гормост»). Её владельцами являются ООО «Эдлайн Групп», принадлежащая изобретателю московских снеготаялок Алексею Холинову и структуры Виктора Якимова. Якимов с 1996 по 2009 годы возглавлял московский ГУП «Гормост». Эта организация владеет и занимается обслуживанием массы инженерных сооружений в Москве: мосты, набережные, подземные переходы, общественные туалеты, фонтаны и даже снеготаялки. В середине 1990-х годов предприниматель Холинов изобрел устройство для растапливания снега и получил на него патент, Якимов как директор «Гормоста» закупил снеготаялки для столичных нужд.Позже «Гормост» отдал обслуживание снеготаялок частной компании «Сервис-Гормост», которая принадлежит Холинову и Якимову. Также «Гормост» отдал сторонним компаниям, принадлежащим Якимову, права на обслуживание всего остального имущества муниципального предприятия – фонтанов, общественных туалетов и даже прав на размещение рекламы в подземных переходах. С чем же остался МУП «Гормост»? В 2009 году «Гормост» получил  163 млн руб. убытков.
Мифы страшнее реальности. Потому что пока все спотыкаются на тротуарах и поминают добрым словом Иру-бордюр, деньги налогоплательщиков улетают в фонтан. Но разве это кому-то интересно?