Все последние годы издательское сообщество мира мучается «Гуглом» – отношения с крупнейшим поисковиком, агрегатором, видеоплатформой и хранилищем DigitalID развиваются сложно, в постоянных односторонних претензиях. Google присутствует в интернете практически везде – как водопровод в современных городах – обеспечивая значительную часть свободного циркулирования информации. Конечно, в России его значимость меньше: главный поисковик вселенной проигрывает по доле «Яндексу». Однако и наших издателей «гигант из Маунтин-Вью» интересует. Постоянно возникают подозрения: а достаточно ли трафика отдает поисковик новостным ресурсам? А не входит ли YouTube в конкуренцию с производителями видеоконтента и тем более – с вещателями?

Некоторое время назад мне удалось – в рамках Форума РИА «Новости» «Будущее медиа» – пообщаться с Мадхавом Чиннаппа, руководителем Партнерств Google в Европейском регионе. Мадхав – нестандартный менеджер для интернет-компании, в течение многих лет он работал на BBC, а потом возглавлял развитие APTN – телевизионной части Associated Press, крупнейшего мирового информационного агентства. Сегодня Мадхав – лицо, глаза, уши и руки Google в его отношениях с европейскими и ближневосточными издателями. Именно они наиболее открыто обвиняют поисковик в пренебрежении их интересами и установившимися в индустрии правилами. Собственно, наш разговор начался именно с этого…

– Является ли Google медиакомпанией? Этот вопрос возникает у любого издателя, у любого автора – ведь Google участвует практически в каждом элементе медиабизнеса, от создания контента через его распространение и, особенно, в монетизации – прямо или косвенно вступая в соревнование с медиакомпаниями. Google также участвует в таком элементе как ранжирование новостных ресурсов (через PageRank и другие инструменты, связанные с Google News) – что напрямую вовлекает Google в процессы направления пользователей к тем или иным СМИ. Именно этот набор обстоятельств вызывает у издателей (в особенности) опасения, что сотрудничество с Google саморазрушительно для медиаиндустрии. – Коротко отвечая – Google является технологической компанией. Если развернуть ответ, то вы правы: Google участвует в экосистеме, окружающей любую медиаорганизацию. Впрочем, Google участвует в этой экосистеме именно с технологической точки зрения. Google, естественно, предлагает рекламные решения, но основа его деятельности – это технологические инструменты, которые помогают редакционной деятельности, в частности, «Google Карты», «Google Переводчик» и YouTube Direct (инструмент, объявленный в конце 2009 года, позволяющий загружать видео не на платформу YouTube, а непосредственно на серверы издателя, при этом пользуясь дистрибуцией YouTube). – Но все-таки – признавая технологические приоритеты Google, для нас, создателей контента, поисковик, инфраструктура все больше выглядит конкурентом. В части news browsing, в особенности, когда «Google Новости» собирают заголовки и лиды статей. Простота и настраиваемость «Google Новостей» (впрочем, и других новостных агрегаторов) «высасывает» уже не только онлайн-читателей, но и тех, кто был преданным потребителем офф-лайн версий. – Google не является провайдером контента; я полагаю, что правильнее было бы описать роль компании как проводника новостей. Одна из сложностей интернета состоит в том, что он создает практически бесконечное количество источников, которые становятся доступными пользователям. Что Google делает – так он создает возможность для пользователей находить свой путь к авторам новостей, новостным организациям. Переводя в цифры – Google каждый месяц отправляет 4 миллиарда просмотров на сайты новостных организаций (газет, телеканалов, авторов), из которых один миллиард приходится на «Google Новости». Именно поэтому я утверждаю, что Google является хорошим участником информационной экосистемы. Как человек, проработавший большую часть своей жизни в новостях, я думаю, что участие Google хорошо для информационной экосистемы и потому присоединился к Google – чтобы быть частью ее развития . Наше время – время исключительного вызова, который брошен классическим СМИ. И на этот вызов можно посмотреть с двух сторон, одна из которых (воспроизведенная вами) – негативная; но я предпочитаю позитивный взгляд на вещи. По моему мнению, время вызовов – прекрасно, так как позволяет новостным организациям изменяться и изменять мир вокруг, становясь сильнее как в настоящем, так и в будущем. – Мадхав, почему Google противостоит идее протокола АСАР (усовершенствование языка файла robots.txt, которое позволяет более точно настроить права индексирования поисковыми роботами контента сайтов – ВГ), которую продвигает Всемирная Ассоциация издателей газет и новостных технологий WAN-IFRA? Издатели полагают, что существующий язык определений robots.txt недостаточен, особенно с ростом таких явлений как платный доступ к контенту, подписки с разными режимами доступа – но, главное, что он дает фактически две опции: открытость индексированию поисковиков или, наоборот – практически полное исчезновение из поисковой выдачи. – Google уважает выбор издателей и их веб-сайтов в отношении предоставленных прав в отношении контента. Robots.txt – давно установленный стандартный протокол, который, прямо говоря, работает. Я не настолько глубоко погружен в технические проблемы индексирования. Хотя я не могу претендовать на специальные технические знания в этом вопросе, мне достаточно понятны сложности изменения долгосрочных правил, которые затронут всю экосистему. Совсем недавно три крупнейших интернет-компании в мире (Yahoo, Microsoft, Google) поддержали запуск проекта schema.org – который нацелен на создание более современных и более долгосрочных стандартов. – Будет ли Google расширять спектр инструментов, предоставляемых в распоряжение издателей и авторов контента? Понятно, что сегодняшнее сочетание Search, Custom Search, Analytics and AdWords уже достаточно хорошо освоено издателями. Но экосистема из традиционного веба смещается в зону мобильного и планшетного потребления новостей – добавляя приложения, в том числе и платные. Каковы планы Google в отношении этого направления сервиса? – Я уверен, что в ближайшее время вы увидите новые решения для издателей новостей и, в особенности, для тех, кто создает мобильные и планшетные приложения. В частности, OnePass, средство Google для монетизации контента, с самого начала создано как мультиплатформенное решение для пользователей, которые живут в этом разнообразном мире (компьютер–планшет–connected TV–мобильный телефон). OnePass позволяет управлять доступом к платным элементам контента в любом из вариантов существования электронного СМИ – от сайта до мобильного приложения, буквально в один клик. При этом мы находимся в самой ранней стадии существования этого предложения – и мы активно работаем над его модернизацией и коррекцией на основе опыта, который наши новостные и издательские партнеры накапливают по мере использования решения от Google. – Если обратиться к видеосоставляющей: можно ли представить себе возникновение «гибрида» Google News и YouTube, агрегатора видеоновостей? – Видео является важной составной частью новостей, и поэтому я убежден, что мы в ближайшее время увидим продукты того типа, который вы назвали – причем не только от Google. – Что вы думаете про специальные инструменты курирования контента реального времени (Facebook, Twitter and Google+)? Современному редактору все больше становится важным собрать, расставить по релевантности, достоверности информацию, которая поступает из этих каналов. Уверен, что Google не может не видеть и не чувствовать такого спроса… – Социальный аспект развития новостей и новостной экосистемы – удивительный новый мир, который развивается буквально каждый день, и вы можете видеть, что разработку в этих направлениях ведут многие игроки. Я полагаю, что в конце концов подобные эксперименты – принадлежат они Google или нет – создадут продукты и инструменты курирования контента реального времени, которые устроят индустрию и принесут ей пользу. – Мой последний вопрос связан с недавно объявленным закрытием проекта Google Labs – что это значит? Как это повлияет на развитие основных продуктов Google, в частности – Новостей?
– Я полагаю, что никакого существенного эффекта это закрытие не окажет – эксперименты (которые проходили в рамках Labs) просто переместились ближе к «оконечным сервисам», таким как «Google Новости», и вы скоро увидите множество новаций в основном продукте.