Пионер российского предпринимательства Владимир Довгань дал мастер-класс «Командообразование» в рамках онлайн-тренинга Keynote 2012. Slon выбрал 10 цитат из этого мастер-класса.
1. Если у вашей компании есть имя, проверьте, как оно звучит. Имя само по себе – это что-то очень важное, сакральное, космическое. Продумайте, чтобы имя было сильное, чтобы им можно было гордиться. С чего начинал новую жизнь самурай? Он менял имя.
2. У вас должен был свой флаг, значок. Если вы будете опираться на серые учебники по маркетингу, то построите то же, что и у всех. Армия – прекрасный пример для подражания, но не в ее послушании, а в понимании значения формы, значков и символов. Методы управления, сплочения людей что в спортивной команде, что в армии, что в каких-то религиях – одинаковы. У нас у всех есть стадное чувство. Чтобы построить команду, компанию на тысячи лет, нужно брать готовый опыт.
3. Я рекомендую вашей команде сделать свое приветствие. Могу поделиться опытом своей команды. Когда кто-то звонит или пишет, мы говорим: «Удача и дружба с нами всегда, богатство и счастье – наша судьба!» Этим приветствием мы как бы себя программируем. Как показывают психологические эксперименты, в приветствии надо использовать два позитивных слова, это мощный тренинг, самопрограммирование, это выделяет вашу команду из всех коллективов в мире.
4. Лозунги – способ пропаганды, который также блестяще работает. Если вы закажете их в креативном агентстве, вам принесут слащавые, рафинированные лозунги. Когда вы создаете команду, то купите фломастеры, ватман и попросите людей придумать лозунги, предварительно дав направление, чтобы они укрепляли вашу организацию, делали сильнее.
5. Не пытайтесь сплачивать коллектив пьянками-гулянками. Вы создадите собутыльников. Говорю на своем опыте. Очень сильно людей сплачивает обучение. Пьянки и гулянки – это, наоборот, слабость организации. Назавтра они даже не понимают, что с ними происходило. Чтобы создать выдающийся коллектив, нужно учиться у спортсменов и великих деятелей искусства.
6. Мудрый руководитель всегда будет выходить за рамки каких-то профессиональных функций. Постройте процесс обучения так, чтобы люди соприкоснулись с чем-то великим, большим, интересным – и у людей вырастут крылья.
7. Руководитель, лидер – это еще и педагог. Я знаю, что многие руководители жалуются на то, что нет кадров, что люди пьют и не работают. Это говорят люди, которые не работали в других странах, где еще меньше трудолюбия. Почитайте и посмотрите ведущих педагогов. Нашего Макаренко (его книги – на шестом месте в мире по востребованности), Анатолия Владимировича Тарасова. Чтобы получить инструмент и методики по созданию лучшей команды в мире, надо учиться у лучших. Если вы работаете в креативном агентстве – изучайте Станиславского.
8. Ваша идеология должна быть выражена максимум в трех простых мощных принципах. Фундамент организации – принципы, идеи, миссия.
9. Создайте из своей команды саморазвивающуюся организацию. Мотивировать людей только зарабатыванием денег неправильно, душа человека больше, чем деньги, больше, чем желудок. Нужно поставить сверхзадачу, вдохновить свою команду.
10. Ожидание от своих людей подвига, достижений – один из важнейших ключей в мире. Это сработает в одном из десяти – двадцати, но этот костяк поможет вам построить организацию на тысячу лет.