Уход Стива Джобса с поста CEO Apple нельзя назвать неожиданным событием: не хотелось говорить об этом вслух, но все понимали, что состояние его здоровья, вероятно, плачевное. Все видели, каким трудом даются ему последние презентации. Стив уже многие годы борется с раком поджелудочной железы, не прекращая при этом работать. Судя по его письму с заявлением об отставке, сил на работу больше не осталось.
Компания Apple вызывает у многих противоречивые чувства. Одним не нравится культ, который создался вокруг ее продуктов, другим – то, что продукты эти достаточно авторитарно диктуют пользователю его поведение. Наконец, некоторые считают, что Apple слишком агрессивно ведет себя по отношению к конкурентам, инициируя многочисленные судебные разбирательства. Однако трудно найти человека из индустрии, который не понимал бы тот вклад, который внес в нее Стив, и не уважал бы то, что он сделал.
Возможно, он – самый удивительный человек за всю историю развития отрасли. Ему несколько раз удавалось полностью переменить тренды в ней, поставить все с ног на голову. Один раз можно было бы назвать удачей, но в случае Стива речь идет о шести или семи эпизодах. Один из первых успешных персональных компьютеров. Первое успешное и массовое внедрение графического интерфейса. Первый успешный лазерный принтер, который в сочетании с первой же настольной издательской системой Adobe PageMaker (вышедшей первоначально только для платформы Apple) совершил революцию в издательском деле. Первая успешная операционная система, полностью построенная на принципах объектно-ориентированного программирования – NeXT. Первый успешный медиаплеер, задавший стандарт всей индустрии – iPod. Первый по-настоящему массовый смартфон – iPhone. Первый успешный планшетный компьютер – iPad. Вероятно, скоро ко всему этому прибавится еще и первое массовое облачное решение – iCloud. Кроме этих достижений, которые, безусловно, стали вехами в индустрии, Стив – еще и создатель компании Pixar, которая радует нас своими анимационными фильмами. И если этого еще мало, стоит вспомнить о его таланте бизнесмена. В 1997 году он получил на руки практически разорившуюся компанию. Он не только смог вернуть ее к жизни, при этом полностью сменив профиль ее деятельности, но и сделал к 2011 году самой дорогой компанией в мире. Такого послужного списка, кажется, нет ни у кого. Более того – любой CEO гордился бы, имей он за плечами хотя бы одно из этих достижений. Тот ландшафт, который мы сегодня наблюдаем в мире мобильных технологий, вообще сформирован Джобсом практически единолично: отрасль круто поменяла направление движения в 2007 году, когда вышел iPhone, а затем в 2010 – c выходом iPad.
Конечно, Джобс не единственный человек, вложивший свой труд в эти успехи. Он всегда был окружен талантливыми людьми. Звучат обвинения, отчасти справедливые, в том, что он затмил их – например, Стива Возняка или Джонатана Ива. Однако надо понимать, что в успехе продуктов Apple и самой компании доля усилий Стива – самая большая и самая сложная. Та работа, которую он делал самолично, складывалась из двух частей. Во-первых, он находил ту перспективную область, ту сторону, в которую нужно двигаться. Такую, в которой есть потребность людей, но пока нет хорошего продукта, который мог бы ее удовлетворить. Найдя такую область, Стив формулировал требования к будущему продукту: каким он должен быть, как работать, чтобы людям он действительно помог, понравился. Во-вторых, Стив находил лучшую команду для реализации своего замысла и умел жестко, порой – жестоко, настоять на том, чтобы он был воплощен именно в том виде, в котором продукт был задуман. Тут можно вспомнить, например, хрестоматийный пример разработки iPod. Стив устроил разнос команде за то, что плеер реагировал на команды пользователя с небольшой задержкой – и настоял на том, чтобы устройство было перепроектировано. Результат работы нам хорошо известен.
По сути, Джобс был идеальным создателем продуктов. Он всегда был крайне требователен к качеству, настаивал на том, чтобы все работало идеально – или не существовало. Подчас это даже раздражало некоторых – ведь именно поэтому в iPhone и iPad нет Flash: он слишком тормозит и работает неидеально. Порой он откладывал реализацию продукта на несколько лет – до появления необходимых технологических решений по доступной цене, как это было в случае iPad. Результаты же этих трудов, как правило, оказывались вехами в индустрии и задавали направление движения на годы вперед, подстегивая конкурентов и меняя представление о том, как должна работать технология.
Стив постарался успеть как можно больше. На своей последней презентации он показал очередное свое детище – экосистему iCloud и, пожалуй, единственный раз за все время немного изменил своим принципам – она явно еще не доведена до совершенства. Вероятно, он знал, что позже сделать это просто уже не успеет. Новым CEO Apple станет Тим Кук – и он очень достойный бизнесмен, тоже гений в своем роде, один из тех лучших, которых Стив всегда привлекал в свою команду. Тим – мастер логистики. Именно его усилиями Apple получает рекордную маржу при продаже каждого своего устройства. Однако о его талантах в области проектирования продуктов, к сожалению, ничего неизвестно. Дар это штучный, редкий, это не просто мастерство, но искусство. Маловероятно, что кто-то в компании наделен им в той же мере, как Джобс.
Безусловно, график выпуска продуктов Apple расписан вперед на 2–3 года. Ходят слухи, что вот-вот на следующей презентации нам покажут какое-то совершенно новое изделие – последний привет от Стива. Даже если этого не случится, в сентябре нам, вероятно, представят iPhone 5, что быстро вернет пошатнувшийся было в связи с новостями курс акций Apple на прежнюю высоту. В этом смысле момент для отставки выбран идеально – Стив и это не оставил на волю случая, точно рассчитав время.
За компанию в ближайшие 2–3 года волноваться не стоит – задела, сделанного Джобсом, и инерции хватит не просто чтобы держать ее на плаву, но, пожалуй, и чтобы двигать вперед. Однако когда идеи иссякнут, вероятно, Apple ждет стагнация. А вместе с ней – и рынок, который снова погрузится в состояние застоя, в ожидании нового гения с новыми прорывными идеями. Есть шансы, что Apple удастся найти нового гениального придумщика продуктов, но, если честно, они очень невелики. Инноваторов калибра Стива ничтожно мало, а в IT-индустрии второго просто не вспомнишь.