16:00, суббота
Сейчас 4 часа дня субботы, и в районе Бруклина Бушвик, где я живу, не заметно ничего особенного, кроме того, что где-то после часа дня, как и было обещано, перестали ходить автобусы и поезда. С утра пару раз шел дождь, небо серое и низкое, а вообще, со вчерашнего вечера, по ощущениям, наступило типичное затишье перед бурей. При этом большинство магазинов, салонов и ресторанов работают в обычном режиме, хотя некоторые и решили закрыться после обеда или ранним вечером.
Чрезвычайная ситуация объявлена на обоих: локальном и федеральном – уровнях, в четверг – губернатором штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, а в пятницу – президентом США Бараком Обамой.
В прибрежных районах – обязательная эвакуация: это значит, что уклоняющихся от нее могут оштрафовать, а то и арестовать, хотя, пояснил губернатор Куомо, делать этого, скорее всего, не станут. Тем не менее, согласно разным оценкам, в зоне повышенной опасности проживают от 250 000 до 370 000 человек. В первой половине дня субботы, по некоторым свидетельствам, 50–80% жителей этой зоны оставили свои дома и отправились в более безопасные места, более точной оценки пока нет. По информации от мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, на данный момент пока всего около 1400 человек находятся в городских убежищах, специально подготовленных для стихии. Видимо, к вечеру ожидается больше.
Вчера в магазинах наблюдался повышенный спрос на определенные виды товаров: например, в аптеке на 6-й авеню недалеко от места моей работы не было больших круглых батареек, именно одного конкретного вида. А мой муж, который, как и множество горожан, вчера отправился закупить воды, так как в результате ненастья могут возникнуть перебои, описывал симптомы наблюдаемого им зомби-потребительства: люди, лихорадочно складывая в тележки почти все подряд, время от времени впадали в ступор и просто подолгу бродили взглядом по полкам, бросив покупки посреди проходов и не обращая внимания ни на что вокруг.
Вот карта зон эвакуации: оранжевым закрашены районы обязательной эвакуации, желтым – районы, которые могут пострадать в результате урагана 2-й категории и выше (степень разрушительности «Айрин» в данный момент снижена до 1-й категории), зеленым – районы, опасные в случае урагана 3-й – 4-й категории. Белая зона безопасна. Красные точки – пункты эвакуации.
Одной из неприятных утренних новостей стало то, что в Северной Каролине от «Айрин» погиб человек, убитый упавшей веткой дерева. Количество жертв урагана выросло до 5 человек.
Основные аэропорты: имени Джона Ф. Кеннеди, «Ла Гуардия» и «Ньюарк» – не принимают ни местных, ни международных рейсов и работают сегодня только на отправку, планируя полностью закрыться к 10 вечера, тысячи рейсов отменены. Все основные культурные и спортивные мероприятия тоже отменили, кинотеатры и другие общественные места закрыты как минимум на субботу и воскресенье.
По масштабам подготовки к стихийному бедствию это мало с чем можно сравнить. В прошлые разы все метро было закрыто в 2005 году во время массовых забастовок и после атаки 11 сентября.
Снова пошел дождь, но, так или иначе, пока сложно сказать, насколько все это серьезно и страшно. Безусловно, есть ощущение, что в большой степени истерия спровоцирована прессой, и существует опять же только в рамках публичного информационного пространства. Тем не менее, очевидно, руководство страны и штата решило, что лучше перебдеть, чем недоподготовиться, и в этом смысле они пока что справляются с ситуацией вполне успешно. Но ведь и «Айрин» пока не дошел до Нью-Йорка.
20:35, суббота
Только что вернулась из сорокаминутной поездки на машине по Вильямсбургу и окрестностям. Последние несколько часов льет сильный дождь, на улицах крайне мало машин и еще меньше людей, некоторые при этом ухитряются гулять без зонтиков, встретились и несколько велосипедистов. Основной задачей вылазки было узнать, свободен ли доступ к воде (в данном случае, это Ист-ривер к северу от Вильямсбургского моста) и понять, сильно ли поднялся уровень. Там и сям припаркованы полицейские машины, некоторые патрулируют район. Несколько машин National Grid (крупнейшая энергокомпания, в нашем доме она – поставщик газа) стоят в приречном районе, готовые к действиям. В своем «Твиттере» сейчас, кстати, они сообщают, куда звонить, если в доме пахнет газом, и при этом газ у вас не проведен, и просят при отсутствии электричества писать им «твиты» с просьбой о помощи, в которых обязательно указывать адрес. «Фейсбук» полон сообщений от «Если вы находитесь в зоне бедствия и вас эвакуируют, можете пересидеть выходные у меня» до «Друзья и любовники в поисках убежища от Ирен! Жду вас у себя. Приносите следующее: алкоголь, DVD, мороженое, пижамы.Увидимся!»
Улицы на несколько сантиметров покрыты дождевой водой, системы канализации уже не очень справляются, дальше будет хуже. У воды выясняется (подъехать туда удалось пока вполне спокойно), что уровень поднялся как минимум на метр–полтора, пока не захлестывает парапеты, однако продолжает повышаться.
Как оказалось, в самом Нью-Йорке уже начались перебои с электричеством, что отражено на специальной карте.
Тем не менее, довольно много мелких магазинов, а также баров и ресторанов в Вильямсбурге и Бушвике открыты (бары, к слову сказать, ломятся от народу), при этом в зданиях с большими окнами или витринами, типа ресторанов или супермаркетов, а также в некоторых домах окна крест-накрест заклеены скотчем. У дверей запертых заведений стоят белые мешки с песком – очевидно, в попытке предотвратить заливание, но понятно, что песок впитывает ограниченное количество воды, и к утру, скорее всего, их все-таки зальет. Ветра пока почти нет, но после полуночи–часа ночи обещают усиление до 80–110 км/час, ждем с нетерпением. По радио тем временем передают, что в городских убежищах уже около 3700 человек. Еще по радио рекомендуют оставаться в безопасности и сохранять спокойствие, при этом сообщая, что как минимум 900 000 человек сейчас сидят без электричества (по другим оценкам, больше двух миллионов), но это не только в штате Нью-Йорк. Центр бури уже в городе, где-то в Квинсе. Дороги стремительно размывает (если вы куда-то собрались, езжайте прямо сейчас, призывает диктор NPR), а ведущая оговаривается и вместо city shelters произносит shitty shelters, вместо «городские убежища» «дерьмовые убежища». Ну вот за ночь и узнаем, насколько они хороши. Вход в метро перегорожен красной лентой. Заправка BP по дороге закрыта. «Старбакс» – тоже. «7-11» и «Макдональдс» работают.
1:48 утра, воскресенье
Ветер крепчает, дождь не перестает. На улице несколько сантиметров воды, которая уже не помещается в сток и просто покрывает асфальт толстым слоем. У нас на крыше воды скопилось столько, что она переливается и течет вниз по черной лестнице. В коридоре протек потолок, и вода просто льется на пол и на последующие этажи, проводку в этой половине здания замкнуло. В убежищах, по последним подсчетам, больше 5000 человек. Максимальный разгар ожидается в районе 9 утра. Периодически выхожу на разведку на крышу. Сложно представить, что происходит сейчас в остановленном метро – ведь там даже дверей нет на входе: просто лестница вниз, и сейчас все это наверное похоже на спуск к бассейну. Мы подоткнули полотенцем дверь изнутри, на случай если вода из коридора потечет в нашу сторону, и попробуем уснуть, если получится. Периодически за окнами беззвучные вспышки – то ли дальние молнии, то ли замыкания в городской системе энергоснабжения. National Weather Center описывает нынешнее состояние «Айрин» как огромный тропический циклон с ветрами ураганной скорости. В Бостоне тоже вот-вот остановят весь общественный транспорт.
Воскресенье, день
Вопреки прогнозам, в пять утра воскресенья ветер утих, но дождь по-прежнему был очень сильным. В ночи наши соседи, которых обычно заливает, привычно расчистили стратегически важное сливное отверстие, и к утру скопившейся воды на крыше не было. И вообще, часов в 9 утра, по ощущениям, все уже было хорошо – сильный ветер, но ничего критического, мелкий переменный дождь. Магазины закрыты, но некоторые продуктовые вскоре открылись, и мы смогли купить, например, тростникового сахара для овсяного печенья.
Снова съездили в Вильямсбург – уровень воды еще поднялся и уже захлестывает каменно-бетонную набережную, но не сильно, и хуже, кажется, не будет. Показательно, что около десятка человек пришли на эту популярную точку одновременно, чтобы поснимать фото и видео – и Манхэттен на другой стороне, и саму разгулявшуюся Ист-Ривер. Одни люди заканчивали снимать, тут же приходили другие и тоже снимали – все это было похоже на довольно бессмысленный флешмоб.
На улицах кое-где по-прежнему мешки с песком, отломанные ветки и листья деревьев, перевернутые мусорные контейнеры – но совершенно ничего сверхъестественного. Подъехав к каналу Maspeth Creek, мы обнаружили, что территория водоочистной станции и прилегающее пространство затоплены как минимум сантиметров на 70–метр. Грузовики в воде по бампер или чуть выше, но все это, думаю, не так уж страшно. Главное, чтобы станции переработки отходов в городе снова не совершили аварийного сброса в реки, как уже было два раза этим летом, когда в черте города в водоемы попали тонны и тонны необработанных канализационных стоков. После этого горожанам, особенно беременным женщинам, запретили купаться на основных пляжах, но стопроцентно следовать этому совету в условиях изнуряюще влажного жаркого нью-йоркского лета оказалось трудно.
Только что под окном проехал небольшой служебный вагон MTA (служба метрополитена), видимо проверяют, в каком состоянии пути. Хочется верить, что к завтра метро уже запустят. Кстати, здесь есть фотографии наиболее пострадавших веток метро.
Тем не менее, согласно официальным новостям, система городского транспорта не будет полностью восстановлена к утру понедельника. Аэропорты и поезда по-прежнему не работают. Число людей, испытывающих перебои или отсутствие электричества, растет, их уже более 4 миллионов.
Кстати, сегодня утром был объявлен режим чрезвычайной ситуации в DC и Делавере. А National Climatic Data Center сообщил, что за последние чуть больше тридцати лет США выдержали 108 вызванных погодой катаклизмов с общим ущербом, достигающим одного миллиарда долларов.
Общее ощущение таково, что правительство и спецслужбы сильно перестраховались, и, несмотря на затопления некоторых низинных районов, катастрофы ожидаемых масштабов не случилось – что, разумеется, хорошо. Есть в общественной реакции и легкая нотка разочарования: ничего эпического прошлой ночью не произошло, а воскресенье, на которое предполагался основной удар стихии, оказалось очень спокойным, потому что «Ирена», снизив свой статус до тропического шторма, прошла Нью-Йорк за ночь. Пару раз сегодня даже выглядывало солнце. Тем не менее, национальная американская мудрость better safe than sorry в очередной раз оправдала себя в действии.