Standard & Poor's опять создало информационный повод, подтвердив как суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации на уровне BBB (на две ступени выше спекулятивного) и стабильный прогноз развития. Повышения рейтинга от S&P не ждали – агентство имеет репутацию наиболее сурового из трех глобальных игроков, да и повышению, как правило, предшествует изменение прогноза на позитивный. С учетом хорошего исполнения бюджета в этом году можно было бы рассчитывать на повышение прогноза (у самого «доброго» Fitch прогноз положительный при том же уровне рейтинга) – но S&P решило последовать мудрому принципу недеяния. Основных претензий к российской финансовой политике, по большому счету, две – зависимость от нефтяных и газовых экспортных доходов и неопределенность, связанная с послевыборной экономической политикой. Важными критериями для рейтинга названы темпы «консолидации сектора общественных финансов» (в переводе на русский – свертывание антикризисных мер, связанных с бюджетными расходами) и структурные реформы, включая пенсионную реформу, улучшение делового климата и приватизацию. Данные по бюджету и правда не впечатляют. Дефицит бюджета без учета доходов, связанных с нефтью и газом, составляет 8% ВВП – выше докризисного уровня. S&P прогнозирует, что резервы будут перекрыты ростом долга и наша страна станет нетто-должником, начиная с 2012 г., с чистым долгом на уровне 4% ВВП к 2014 г., а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП – что меньше заявленного в программе заимствований, недавно опубликованной Минфином. Принятие и реализация правительством мер, которые приведут к расширению экономической базы (не связанной с экспортом углеводородов), и рост экономики, а также способность правительства вернуться к устойчивому профициту бюджета приведут к росту прогноза рейтинга и повышению рейтинга. Перед нами тот случай, когда ситуация очевидна. Текущее положение РФ вполне соответствует своему уровню рейтинга – долг ниже, чем у стран с сопоставимым рейтингом, но доходность по облигациям в последнее время была на 40–60 базовых пунктов больше, чем у менее зависимых от сырьевых доходов и устойчивее растущих Мексики и Бразилии. Понижать рейтинг тоже поводов нет: бюджет реально выполняется с профицитом и по итогам года будет в худшем случае сведен в ноль. Однако политический фон неблагоприятен. Президент, глава правительства и далее чиновники на всех этажах вертикали власти и в госкорпорациях соревнуются в масштабности планов по модернизации. Перед выборами растут запросы на рост расходов. Пенсионная реформа по факту сворачивается, а налоговая политика остается непредсказуемой, если не хаотичной (история с соцвзносами развивается прямо на наших глазах). Программа заимствований, предложенная Минфином, могла поразить аналитиков своими необъяснимыми масштабами – утроение госдолга не сопровождалось объяснениями, на что будут потрачены эти средства. В итоге, осторожное, по сути, агентство применило принцип – «осторожность мать мудрости» и отложило вопрос на 2012 год – после выборов и формирования нового кабинета. Персоналии и заявления в более спокойной обстановке должны дать больше оснований для качественных оценок. На финансовое положение России решение не повлияет – и ОФЗ, и еврооблигации торгуются адекватно, рейтинг как был инвестиционный, так и остался, а до категории А (заявленной Минфином как цель и задача) путь еще очень долог, особенно если направо и налево заявлять о новых расходах и займах. Госбанкам и госкорпорациям повышение рейтингов помогло бы сэкономить 10–20 бп в год – но они хорошо проживут и без этого. В другое время решение по рейтингу было бы событием, но сейчас основные события развиваются совсем в других местах – в S&P это наверняка хорошо понимают.