«Если никто не скажет «Вперед!», проект зачахнет. Если никто не настаивает, не толкает, не создает, не умасливает, не запускает, то нет ничего, все бесполезно». Сет Годин, «Пробуй – получится! Когда вы в последний раз делали что-то впервые?», М., Альпина Паблишерз, 2011.

Не секрет, что многие бизнес-книги выполняют роль психотерапевта, мотивирующего нас действовать, а не учат уникальным технологиям. Новая книга Сета Година – это книга-речевка, книга-увещевание, книга-обоснование значимости и острой необходимости проявлять инициативу.

Всем нам время от времени нужен «мотивирующий пинок», который заставляет реализовать давно задуманное. Перейти из вялотекущей стадии размышлений на тему «надо бы сделать» к решительному бизнес-старту. Автор называет свою книгу «манифестом о том, как начать». Для любого предприятия, проекта нужны не только знание рынка, соответствующее образование, связи, активы. Нужен человек, который вдохнет во все это «искру жизни» и начнет дело, привлечет к нему внимание, возьмет на себя риск и ответственность за результат, в том числе и отрицательный. Начнет по-настоящему, перейдя черту, за которой нет пути назад.

Годин пишет: все умеют действовать по проложенным маршрутам, пользуясь готовыми картами. Но боятся выйти в зону неопределенности, на территорию, по которой надо прокладывать новый маршрут и создавать новые карты. Те, кто на это способен, невероятно редки и востребованы. Автор подчеркивает, что «победители превратили инициативу в страсть и практику жизни».

Перечислим несколько важных моментов, делающих новую книгу Година особенно ценной:

- Честное предупреждение о том, что общество «любит пляски на костях неудачников»;

- Интересные истории знаменитых провалов (от телешоу Опры Уинфри до кофеен Starbucks);

- Жесткое требование системной регулярной работы в сфере ваших инициатив. Важно не только начинать, но продолжать и заканчивать;

- Внятное объяснение, почему стратегия ожидания «Выбери меня!» всегда проигрышна. И это вне зависимости от того, надеетесь ли вы на появление инвестора для стартапа или издателя для публикации своей рукописи;

- Наблюдение: успешное экспериментирование требует определенного социального такта, чтобы не вызывать у людей отторжение, злость и страх.

К сожалению, проповедуя увлекательные идеи, автор несколько увлекается и распыляется. По его мнению, «инициативничать» нужно всем, всегда и везде. Корпорации с традиционной структурой заклеймены им как косные и «неинновационные», экспериментировать обязаны и рядовые клерки, и топ-менеджеры. Постепенно, по мере чтения изначальный вдохновляющий заряд, получаемый от этого «инициативного манифеста», растворяется во времени и пространстве. Возникает недоумение: а к кому автор обращается? Кого и к чему он призывает? Уборщицу, чтобы она вымыла полы в офисе новым «инновационным» способом и совершенствовала свою работу каждый день? Или продвинутого предпринимателя, изобретающего новаторские продукты и услуги? Это психологическая книга или деловая литература? 

Но если вам нужен хороший мотиватор, толчок для того, чтобы начать давно задуманное – читайте и проникайтесь.

Недостатки. Не хватает четкого бизнес-фокуса, много слишком общих положений.

На заметку. Много интересных и неожиданных метафор. Например, инициативность сравнивается с умением жонглировать.

Для кого эта книга. Для широкой аудитории читателей, имеющей в своем шкафу не скелеты, а «замороженные» до лучших времен творческие идеи.