Не остыли страсти после принятия нашумевшего закона «Об обращении лекарственных средств», еще продолжаются острые дебаты по законопроектам «Об основах охраны здоровья граждан» и «Антитабачному закону», как отраслевое министерство предложило навести порядок в системе оказания социальных услуг. Сейчас они финансируются бюджетными и внебюджетными фондами на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Эти три уровня бюджетов друг от друга независимы и обеспечивают деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая расплывчатая формулировка, представленная в действующем федеральном законе (ФЗ № 195 от 10 декабря 1995 г.) говорит о многом и одновременно ни о чем. Особенно умиляет формулировка «находящихся в трудной жизненной ситуации». Пожалуй, в подобной «ситуации» у нас находится большая часть населения страны, живущая, в лучшем случае, от зарплаты до зарплаты, а в худшем – на мизерные государственные пособия. Уже в действующем законе дано определение такой трудной жизненной ситуации. Это (простите за тавтологию) ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно. Другими словами, существующий закон что-то регулирует и закрепляет, но на практике видно, что эффекта нет. Но меня удивляет не столько сам закон, как те, кто его интерпретируют. А интерпретация, в большей степени, происходит на местах – в регионах. Например, Москва как субъект РФ может обеспечить детей-сирот обязательным жильем к совершеннолетию, а соседний регион Московская область – нет, по причине скудности бюджетных средств. Где же тогда единые права, гарантированные главным документом страны, – Конституцией? Я уже не говорю о тех нормах, которые прописаны и вменены в обязанность всем территориям уже сегодня. Немногие читатели знают, что всем детям до 3 лет, без исключения, положены совершенно бесплатно любые лекарственные средства. Вспомните, товарищи родители, когда в последний раз лечащий врач в детской поликлинике выписывал вашему ребенку бесплатный рецепт? Я лично столкнулся с этой ситуацией не так давно. Благо, я могу позволить купить своему ребенку необходимые медикаменты за свой счет. Но почему я это делаю? Не хочу портить отношения с детской поликлиникой? Нет времени на «отоваривание» льготы? Мое нежелание связываться с чем-то государственным и бесплатным? По роду своей деятельности я много посещаю разные страны и наблюдаю интересные примеры, модели для подражания, в том числе в вопросах оказания социальных услуг. Например, в Дании ответственность за предоставление услуг, перечни и объемы устанавливаются на национальном уровне. Наполнение услуг финансированием и активностью лежит на территориях. Интересна схема партнерства государственных и частных организаций при выполнении поставленных задач. Для расширения масштабов добровольной социальной работы был принят закон «О социальных услугах». Согласно нему, местные и районные власти обязаны сотрудничать с добровольными социальными организациями, ассоциациями и бизнес-структурами. Отлично! Вот и дали возможность бизнесу стать партнером государства в социальном плане. Мы все ожидаем улучшения качества услуг, ведь конкуренция творит чудеса. Давайте внедрим передовой опыт у нас! Но не забывайте, что живете в России. Субъект (чиновник, бизнес, не важно кто), допущенный к распределению государственных финансовых средств, ставит перед собой целью именно деньги, а не максимальное удовлетворение конечного пользователя. Новый закон, который подготовил Минздрав, включает в себя все современные нормы: стандартизация, зоны ответственности федерального центра и регионов, государственное партнерство с бизнесом и многое другое. И стране действительно нужен новый закон, новая федеральная норма и я, как и многие другие, с удовольствие его бы поддержал. Но как показывает российская практика, прописать стандарты и права – дело нехитрое. Добиться их исполнения оказывается гораздо сложнее. Кто-то упрекнет меня в некорректном сравнении, но мне кажется, что от нового закона мы получим то же самое, что от программ лекарственного обеспечения. То есть федеральный центр обяжет регионы выполнять стандарты, но денег на это не даст. Ситуация, когда взятые на себя социальные обязательства государства не смогут быть полноценно выполнены, только усугубится. И никакие суды, ни смены губернаторов по воле президента, ни массовые акции протеста не смогут повлиять. Будут деньги у региона – стандарты кое-как выполнят. Не будет – извините.
Разбираться с соцобязательствами государства придется регионам
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Про деньги на их выполнение речи пока и не идет
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...