Национализм — это сложное явление, которое не может получить какой-либо однозначной оценки. Его можно критиковать за развал существовавших ранее государств, за дискриминацию и шовинизм. Но его же можно благодарить за достижение политической свободы, проведение конституционных реформ, позитивные социальные изменения и модернизацию, а также за развитие культуры.

В течение двух последних столетий национализм являлся мощной политической силой — как созидательной (Французская революция, становление многих европейских, азиатских и американских государств), так и разрушительной (фашизм в Италии, нацизм в Германии, геноцид в Руанде 1990-х годов).

Ранний национализм отверг монархию и представил нацию высшей ценностью, поставил ее в центр политической, экономической, социальной и культурной жизни.

Если положение об общих политических правах и едином гражданстве делали национализм инклюзивным принципом («либеральный национализм») и позволяли инкорпорировать «чужаков», то акцент на языке, культуре и исторической миссии кардинально менял эту ситуацию. Теперь речь шла об этническом («интегральном») национализме с его принципом эксклюзивного членства, исходившего из органицистского подхода. Но если в XIX веке этнические националисты отождествляли нацию с языком и вели борьбу за совмещение языковых границ с государственными, то сегодня радикальные националисты заменяют язык «генофондом», биологизируя нацию.

История XX века показала, что достижение этнокультурного единства не обязательно сочетается с политическими принципами равноправия и свободы. В отдельных случаях победа национализма ведет не к демократии, а к авторитарному режиму, и не к светскому государству, а к засилью религиозного фундаментализма.

Лекция состоится в рамках Дня Егора Гайдара.