Должны ли мобильные приложения напоминать реальные объекты или нет? Вопрос о так называемом скевоморфизме за последние несколько лет превратился в одну из самых горячих тем в дизайнерских и технологических блогах. Когда в конце октября из Apple был уволен старший вице-президент компании Скотт Форстолл, ответственный за мобильную операционную систему iOS, многие восприняли новость с нескрываемой радостью. Принято считать, что именно из-за него Apple использовала скевоморфизм в дизайне своих мобильных приложений. Когда имитация реальности идет приложениям на пользу, а когда вредит? App Heroes публикует пост Кристофера Даунера, который помогает разобраться в этом вопросе. Крис работает в студии Realmac Software, ответственной, среди прочего, за отличное приложение Clear для iPhone. С полной версией поста можно ознакомиться в блоге Realmac Software.

Что такое скевоморфизм?

Скевоморфизмом принято называть подход в дизайне, который заключается в копировании облика схожих по функциям предметов. При этом скевоморфизм применяется не только в дизайне пользовательских интерфейсов. В реальном мире вы также регулярно с ним сталкиваетесь. Скажем, лампочки в форме пламени свечи или мраморные узоры на вашем линолеуме.

Если все сделать правильно, скевоморфизм может принести кучу пользы вашему приложению: оно будет выглядеть и вести себя так же, как и объект реального мира, на котором оно основано. Однако сегодня мы часто видим, как скевоморфизм понимается и применяется неверно, порождая приложения-симулякры.

Что не является скевоморфизмом?

Зачастую скевоморфизмом ошибочно называют интерфейс, который содержит в себе разнообразные элементы нашей реальности, но на самом деле не эмулирует никакой существующий физический объект. Скажем, известный пример  приложение Find My Friends для iPhone, которое позволяет пользователям видеть находящихся поблизости друзей. При его создании дизайнеры Apple активно использовали текстуру светлой кожи.

Проблема в том, что Find My Friends в принципе не имеет никаких аналогов в реальности, поэтому выбор соответствующих текстур выглядит крайне странно. Зачем в Apple это сделали? Какого эффекта они пытались добиться? Кто знает? К сожалению, это так и останется одной из загадок нашей жизни.

История

Несмотря на то, что скевоморфизм сейчас в тренде, это далеко не новое явление. Мне приходит в голову калькулятор, выпущенный для первого Macintosh в 1984 году. Можно посмотреть еще шире  «Рабочий стол». Его создатели, разумеется, вдохновлялись нашими обычными столами – с лежащими на них папками, документами и файлами. Причина очень проста: подобные сходства позволяют пользователям быстрее приспосабливаться к новой для них технологии.

Но сейчас новые технологии появляются постоянно. И что теперь? Нам следует до бесконечности делать их реалистичными? Здесь могут быть разные мнения. Стив Джобс, допустим, был уверен, что скевоморфизм делает iPhone более чувственным и дружелюбным.

Когда скевоморфизм – это хорошо?

Строго говоря, отдельные элементы скевоморфизма будут встречаться всегда  в интерфейсе каждого приложения. Полностью от него вам не избавиться. Даже обычные кнопки в конечном итоге скевоморфны. Более того, это касается и звуков! Например, звук захлопывающегося затвора объектива на вашей камере в iPhone. Он нужен для того, чтобы вы были уверены  вы только что сделали фотографию. И это хорошо. Скевоморфизм часто делает дизайн приложения более комфортным.

Возьмем iBooks. Когда вы только берете в руки iPad с открытой книгой, вы сразу понимаете, что нужно делать. Вам не нужно читать инструкцию. Интерфейс iBooks абсолютно интуитивен, поскольку приложение и выглядит, и ведет себя, как самая обыкновенная книга. Это вызывает у людей позитивные эмоции.

Когда вы продаете приложения в App Store, всегда важно помнить две вещи:

 Потенциальные покупатели будут судить о вашем приложении по его иконке.
 Потенциальные покупатели будут судить о вашем приложении по скриншотам.

Оставим дизайн иконок за скобками и сосредоточимся на втором пункте. Вам нужно сделать интерфейс таким, чтобы он соблазнял и подталкивал приобрести ваше приложение. В таком случае хороший скевоморфный дизайн может создать у людей ощущение, что научиться пользоваться приложением будет легко и просто. И это может склонить чашу весов в вашу пользу.

Когда скевоморфизм – это плохо?

Окей, кажется, что скевоморфизм  не такая уж и плохая идея, если он помогает понять, как работает новый продукт. Но, к сожалению, зачастую все складывается не так удачно, как в случае с iBooks. Взглянем на приложение Contacts в iPad и OS X. Это яркий пример приложения-симулякра.
Оно выглядит как обычная записная книжка, но с точки зрения управления оно ничем не отличается от любого другого подобного приложения. Из-за таких приложений, как Contacts, у людей и формируются негативные ассоциации к скевоморфизму как таковому. Его внешний вид  просто художественный прием, не более того.

Разумеется, вы можете сказать, что оно выглядит приятнее, чем обыкновенный интерфейс. Но главный вопрос в другом: почему оно тогда и не ведет себя как книга, если выглядит как книга. Внешней похожести недостаточно: приложение должно быть и удобным.

Резюме

Учитывая все сказанное, я считаю, что скевоморфизм как таковой  это не обязательно плохо. Главное  убедиться, что он применяется корректно. Иногда именно привычные заимствованные из жизни создают впечатление комфортности и уместности в дизайне.
Но одна из основных целей, к которой нужно стремиться, разрабатывая приложение, это придать ему характер. Так что, пожалуйста, сделайте одолжение, используйте скевоморфизм в интерфейсе, но не делайте этого только потому, что «кожаная» текстура выглядит лучше, чем просто матовый градиент. Но если вы уверены, что это соотносится с тем, как приложение используется, и вы можете обосновать свое решение  тогда вперед. 
Вероятно, пройдет еще немало времени, прежде чем улягутся споры о скевоморфизме, но я уверен, что это случится только потому, что появится какой-то новый тренд  еще более неоднозначный.