В рамках форума «Открытые инновации» состоялась панельная дискуссия «Повестка технологического развития городов: тренды и возможности». Slon публикует тезисы выступлений трех экспертов: Дэниела Руса, Роберта Пушкарича и Уллы Гамильтон. 

Дэниел Рус, профессор Массачусетского технологического института, консультант фонда «Сколково»

«Есть уже 12 автомобилей, которые ездят без водителей»

Город представляет собой систему систем: транспорт, энергетика, водоснабжение и так далее. И сейчас эти системы активно меняются и начинают более тесно взаимодействовать.

За последние годы у нас появились:

  1. Электронный сбор платежей;
  2. Системы навигации в автомобиле или с помощью мобильных устройств;
  3. Системы управления транспортом – когда город собирает данные не только о том, по каким маршрутам двигаются транспортные средства, но и о том, где возможны заторы, чтобы своевременно принимать меры;
  4. На случай если автомобиль ломается, разработана система, которая позволяет мгновенно определять его местоположение;
  5. Существуют различные способы узнавать, где есть паркинг и сколько он стоит;
  6. Изменилась система оплаты за проезд по дорогам. Например, в Сингапуре существует платеж за въезд в центр города. При этом ставятся две цели: во-первых, появляется стимул ездить не на собственной машине, а общественным транспортом. Во-вторых, в час пик плата больше, чем во внепиковое время; это сделано для того, чтобы сгладить дисбаланс между ними. Эта система также действует в Лондоне и в Стокгольме;
  7. Изменилась автомобильно-энергетическая система. Раньше она была в основном односторонней: двигатель машины потребляет энергию. Сейчас появляются электромобили, гибридные автомобили, и энергия движется в двух направлениях. Когда работает гибрид, вы можете подзаряжать свой автомобиль дома, оптимизировав тем самым использование энергии;
  8. Конечно же, изменились коммуникации. Теперь транспортные средства могут взаимодействовать по интернет-каналам;
  9. В будущем возможен ряд изменений в автомобильных технологиях. Google произвел здесь революцию – у них есть уже 12 автомобилей, которые ездят без водителей: они используют искусственный интеллект, радары, видеокамеры, GPS, удаленный сенсор. Они получили законное право ездить в трех штатах: Неваде, Калифорнии и Флориде. Один из автомобилей – Toyota Prios – уже наездил 300 тысяч миль без ДТП по разным штатам. Кроме того, это мобильность для людей в возрасте, которые уже не могут водить. Можно заказать автомобиль, чтобы он отвез вас, куда вы хотите. Google начнет коммерческую продажу этой услуги через несколько лет. Volvo, Volkswagen, BMW и Cadillac разрабатывают свои, более простые системы – предполагается, что они будут работать при скоростях до 30 миль в час. Volvo в прошлом месяце объявила, что запустит такую систему в 2013 году;
  10. Развитие коммуникаций расширяет ряд вариантов доступа к автомобилю. Необязательно владеть машиной, можно арендовать ее, когда возникает необходимость. Разработана, например, система car-sharing через интернет: когда мне нужен доступ к автомобилю, я иду на сайт и смотрю, кто живет рядом со мной и сколько они возьмут за аренду автомобиля. Также существует система аренды велосипедов.

Нужно сделать так, чтобы люди совершали меньше бесполезных поездок. Для этого нужны системы, которые позволяют обмениваться информацией, и новые виды транспортных средств. Этот вопрос тесно связан с экономией энергии, исчезнут те технологии, которые наносят городу большой вред. Очень многие предприниматели рассматривают вопрос инвестиций в новые транспортные проекты. Технологии могут радикально изменить города; важно привлекать в эти области самых креативных, самых талантливых людей.

Роберт Пушкарич, глава представительства Ericsson в Северной Европе и Средней Азии

«В 2017 году пользователей мобильных телефонов будет 9 млрд»

70% населения Земли живет в городах на 1% территории планеты. Развитие коммуникаций, глобализация, урбанизация, увеличение численности среднего класса – все это влияет на тенденции развития общества. За последние 25 лет мы стали свидетелями серьезного прорыва в области компьютеров. Мобильные коммуникации захватили мир – уже не один, а два или три телефона находятся в кармане нашего потенциального потребителя. Развиваются облачные технологии хранения данных. Города потребляют все больше энергии: 25 самых крупных городов потребляют 25% мирового ВВП.

В 2017 году, по моим прогнозам:

  1. Будет 9 млрд пользователей мобильных телефонов.
  2. Втрое увеличится количество людей с доступом к интернету.
  3. 3 млрд людей будут выходить в интернет через смартфоны, что гораздо дешевле и проще, чем покупать компьютер.
  4. 50% населения Земли будут пользоваться технологией 4G и 85% – 3G;
  5. В России мобильный трафик увеличится в 25 раз по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Во всем мире мобильный трафик увеличится в 15 раз. Нужно будет как-то обеспечить эту пропускную способность: каждый год трафик удваивается, и мы не видим этому конца. The Networked Society – общество сети, так мы теперь называем наше общество.
  6. Примерно 50 млрд интернет-соединений будут глобального масштаба – сообщаться между собой будут машины, пылесосы, холодильники и так далее. Это потребует создания огромной устойчивой и надежной сети.

Интернет-сети будут играть фундаментальную роль. Мегаполисы серьезно инвестируют в информационно-коммуникационные технологии, это цифровые миры, они растут быстро. У нас есть индекс мегаполисов, мы изучаем технологии интернет-сетей и темпы их развития. Москва входит по этому показателю в двадцатку самых крупных городов.

Мы проводили исследование и выяснили, что десятипроцентное увеличение проникновения интернета увеличивает ВВП страны на 1%. Это также приводит к образованию новых рабочих мест. Представляете, как положительно это влияет на экономику? У вас есть очень серьезный стимул к устойчивому развитию.

Улла Гамильтон, заместитель мэра Стокгольма по вопросам дорожного движения, труда и занятости населения

«30% используемой энергии должно быть из возобновляемых источников»

В 2010 году Стокгольм был признан самой зеленой столицей Европы – оценивали воздух, воду, управление отходами и так далее. За последние десятилетия мы добавили развитую структуру информационно-коммуникационных технологий. В Швеции всегда была богатая история инноваций и инженерных изысканий, мы первыми принимаем новые технологии и начинаем их использовать.

Чтобы быть зеленым городом будущего, мы должны постоянно развиваться. Мы только что начали работу над новым зеленым районом в Стокгольме – он называется Королевский морской порт. У нас очень амбициозные цели по энергоэффективности и устойчивому развитию этого проекта. Он расположен близко от центра города Стокгольма, это две тысячи гектаров, прекрасное место.

Некоторые из наших целей в Королевском морском порту к 2020 году:

  1. Сократить выбросы CO2. К 2030 году район должен быть свободен от ископаемого топлива.
  2. Адаптироваться к изменениям климата, использовать энергию, которую производят домохозяйства, и передавать ее в сеть энергоснабжения.
  3. 30% используемой энергии должно быть из возобновляемых источников – это очень серьезная цифра.
  4. Компании получат возможность использовать район как демонстрационную площадку для инновационных решений – это дополнительный стимул для участия частных компаний в этом проекте.
  5. Парковки мы разрабатываем не только для автомобилей, но и – причем преимущественно – для велосипедов.
  6. Проект Сar-pool – когда люди собираются в город, они едут на одной машине, а не каждый на своей.
  7. Апартаменты, где живут люди, будут активны – то есть они смогут предоставлять жильцам множество информации по своему состоянию, предлагая им на выбор, например, разные модели потребления энергии. Такие активные квартиры смогут обеспечить более комфортное существование пожилым людям.
  8. Разработан новый тип сбора мусора – это интересная экологически дружелюбная технология с участием компьютерной системы.

Важно подчеркнуть, что проект постоянно развивается, дополняется и меняется – в этом участвуют не только строители и проектировщики, но и будущие жильцы. Сам подход к созданию этого района абсолютно инновационен.