В рамках форума «Открытые инновации» состоялась панельная дискуссия «Повестка технологического развития городов: тренды и возможности». Slon публикует тезисы выступлений трех экспертов: Дэниела Руса, Роберта Пушкарича и Уллы Гамильтон.
Дэниел Рус, профессор Массачусетского технологического института, консультант фонда «Сколково»
«Есть уже 12 автомобилей, которые ездят без водителей»
Город представляет собой систему систем: транспорт, энергетика, водоснабжение и так далее. И сейчас эти системы активно меняются и начинают более тесно взаимодействовать.
За последние годы у нас появились:
- Электронный сбор платежей;
- Системы навигации в автомобиле или с помощью мобильных устройств;
- Системы управления транспортом – когда город собирает данные не только о том, по каким маршрутам двигаются транспортные средства, но и о том, где возможны заторы, чтобы своевременно принимать меры;
- На случай если автомобиль ломается, разработана система, которая позволяет мгновенно определять его местоположение;
- Существуют различные способы узнавать, где есть паркинг и сколько он стоит;
- Изменилась система оплаты за проезд по дорогам. Например, в Сингапуре существует платеж за въезд в центр города. При этом ставятся две цели: во-первых, появляется стимул ездить не на собственной машине, а общественным транспортом. Во-вторых, в час пик плата больше, чем во внепиковое время; это сделано для того, чтобы сгладить дисбаланс между ними. Эта система также действует в Лондоне и в Стокгольме;
- Изменилась автомобильно-энергетическая система. Раньше она была в основном односторонней: двигатель машины потребляет энергию. Сейчас появляются электромобили, гибридные автомобили, и энергия движется в двух направлениях. Когда работает гибрид, вы можете подзаряжать свой автомобиль дома, оптимизировав тем самым использование энергии;
- Конечно же, изменились коммуникации. Теперь транспортные средства могут взаимодействовать по интернет-каналам;
- В будущем возможен ряд изменений в автомобильных технологиях. Google произвел здесь революцию – у них есть уже 12 автомобилей, которые ездят без водителей: они используют искусственный интеллект, радары, видеокамеры, GPS, удаленный сенсор. Они получили законное право ездить в трех штатах: Неваде, Калифорнии и Флориде. Один из автомобилей – Toyota Prios – уже наездил 300 тысяч миль без ДТП по разным штатам. Кроме того, это мобильность для людей в возрасте, которые уже не могут водить. Можно заказать автомобиль, чтобы он отвез вас, куда вы хотите. Google начнет коммерческую продажу этой услуги через несколько лет. Volvo, Volkswagen, BMW и Cadillac разрабатывают свои, более простые системы – предполагается, что они будут работать при скоростях до 30 миль в час. Volvo в прошлом месяце объявила, что запустит такую систему в 2013 году;
- Развитие коммуникаций расширяет ряд вариантов доступа к автомобилю. Необязательно владеть машиной, можно арендовать ее, когда возникает необходимость. Разработана, например, система car-sharing через интернет: когда мне нужен доступ к автомобилю, я иду на сайт и смотрю, кто живет рядом со мной и сколько они возьмут за аренду автомобиля. Также существует система аренды велосипедов.
Нужно сделать так, чтобы люди совершали меньше бесполезных поездок. Для этого нужны системы, которые позволяют обмениваться информацией, и новые виды транспортных средств. Этот вопрос тесно связан с экономией энергии, исчезнут те технологии, которые наносят городу большой вред. Очень многие предприниматели рассматривают вопрос инвестиций в новые транспортные проекты. Технологии могут радикально изменить города; важно привлекать в эти области самых креативных, самых талантливых людей.
Роберт Пушкарич, глава представительства Ericsson в Северной Европе и Средней Азии
«В 2017 году пользователей мобильных телефонов будет 9 млрд»
70% населения Земли живет в городах на 1% территории планеты. Развитие коммуникаций, глобализация, урбанизация, увеличение численности среднего класса – все это влияет на тенденции развития общества. За последние 25 лет мы стали свидетелями серьезного прорыва в области компьютеров. Мобильные коммуникации захватили мир – уже не один, а два или три телефона находятся в кармане нашего потенциального потребителя. Развиваются облачные технологии хранения данных. Города потребляют все больше энергии: 25 самых крупных городов потребляют 25% мирового ВВП.
В 2017 году, по моим прогнозам:
- Будет 9 млрд пользователей мобильных телефонов.
- Втрое увеличится количество людей с доступом к интернету.
- 3 млрд людей будут выходить в интернет через смартфоны, что гораздо дешевле и проще, чем покупать компьютер.
- 50% населения Земли будут пользоваться технологией 4G и 85% – 3G;
- В России мобильный трафик увеличится в 25 раз по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Во всем мире мобильный трафик увеличится в 15 раз. Нужно будет как-то обеспечить эту пропускную способность: каждый год трафик удваивается, и мы не видим этому конца. The Networked Society – общество сети, так мы теперь называем наше общество.
- Примерно 50 млрд интернет-соединений будут глобального масштаба – сообщаться между собой будут машины, пылесосы, холодильники и так далее. Это потребует создания огромной устойчивой и надежной сети.
Интернет-сети будут играть фундаментальную роль. Мегаполисы серьезно инвестируют в информационно-коммуникационные технологии, это цифровые миры, они растут быстро. У нас есть индекс мегаполисов, мы изучаем технологии интернет-сетей и темпы их развития. Москва входит по этому показателю в двадцатку самых крупных городов.
Мы проводили исследование и выяснили, что десятипроцентное увеличение проникновения интернета увеличивает ВВП страны на 1%. Это также приводит к образованию новых рабочих мест. Представляете, как положительно это влияет на экономику? У вас есть очень серьезный стимул к устойчивому развитию.
Улла Гамильтон, заместитель мэра Стокгольма по вопросам дорожного движения, труда и занятости населения
«30% используемой энергии должно быть из возобновляемых источников»
В 2010 году Стокгольм был признан самой зеленой столицей Европы – оценивали воздух, воду, управление отходами и так далее. За последние десятилетия мы добавили развитую структуру информационно-коммуникационных технологий. В Швеции всегда была богатая история инноваций и инженерных изысканий, мы первыми принимаем новые технологии и начинаем их использовать.
Чтобы быть зеленым городом будущего, мы должны постоянно развиваться. Мы только что начали работу над новым зеленым районом в Стокгольме – он называется Королевский морской порт. У нас очень амбициозные цели по энергоэффективности и устойчивому развитию этого проекта. Он расположен близко от центра города Стокгольма, это две тысячи гектаров, прекрасное место.
Некоторые из наших целей в Королевском морском порту к 2020 году:
- Сократить выбросы CO2. К 2030 году район должен быть свободен от ископаемого топлива.
- Адаптироваться к изменениям климата, использовать энергию, которую производят домохозяйства, и передавать ее в сеть энергоснабжения.
- 30% используемой энергии должно быть из возобновляемых источников – это очень серьезная цифра.
- Компании получат возможность использовать район как демонстрационную площадку для инновационных решений – это дополнительный стимул для участия частных компаний в этом проекте.
- Парковки мы разрабатываем не только для автомобилей, но и – причем преимущественно – для велосипедов.
- Проект Сar-pool – когда люди собираются в город, они едут на одной машине, а не каждый на своей.
- Апартаменты, где живут люди, будут активны – то есть они смогут предоставлять жильцам множество информации по своему состоянию, предлагая им на выбор, например, разные модели потребления энергии. Такие активные квартиры смогут обеспечить более комфортное существование пожилым людям.
- Разработан новый тип сбора мусора – это интересная экологически дружелюбная технология с участием компьютерной системы.
Важно подчеркнуть, что проект постоянно развивается, дополняется и меняется – в этом участвуют не только строители и проектировщики, но и будущие жильцы. Сам подход к созданию этого района абсолютно инновационен.