Заходишь в книжный с хорошим отделом деловой литературы, и глаза разбегаются. Что выбрать? Взять что-то свежее, с броской обложкой и оригинальной постановкой темы? Или закрасить пробелы в области «нечитанной» классики? 

Джек Коверт и Тодд Саттерсен пришли на помощь тем, кому сложно определиться, и написали удачный гид с говорящим названием «100 лучших бизнес-книг всех времен». К сожалению, в обзор вошла только западная литература последнего десятилетия, книги российских авторов, по понятным причинам, авторам не интересны. Однако российские издатели пришли на помощь читателям, добавив ссылки «дополнительно на русском языке» с подробной библиографией. Идеология отбора тоже «западного покроя», однако, именно этим книга и интересна – любопытно узнать, какие бизнес-книги особенно ценятся титулованными американскими рецензентами. Некоторые «лучшие» книги нам хорошо известны, некоторые (их меньше) никогда не издавались в России.

Сборник разбит на 12 разделов по разным темам: от развития личности до менеджмента и предпринимательства. Отдельно выделены биографии великих бизнесменов и истории знаменитых корпораций.

Интересно, как проходили отбор великие предприниматели? Сюда попали Джон Рокфеллер, Альфред Слоун (руководитель General Electric c 1922 по 1962 гг), Дэвит Паккард (основатель Hewlett-Packard), Кэтрин Грэм (наследница и руководитель Washington Post Company с 1963 по 1991 гг.), Ян Карлсон (управляющий SAS), Сэм Уолтон (основатель Wal-Mart) и Ричард Бренсон (основатель Virgin). За кадром остались Генри Форд с его жизнью и достижениями, и многие другие, не менее выдающиеся. 

Но выбор авторов не случаен. В предисловии они отмечают, что отбросили книги, содержащие «устаревшие теории». Например, идею «людей – производственных винтиков», высказанную Фредериком Тейлором в начале XX века. Также были «изъяты» книги, слишком утомительные для чтения, – например, Адам Смит.

Сборник содержит ряд интригующих «фишек». Например, в некоторых разделах приводятся выборки художественных фильмов по теме или художественных литературных произведений, выразительно отражающих бизнес-реалии. Искусство продаж можно увидеть в фильмах «Большая сделка» и «Смерть коммивояжера» (надо сказать, выбор не бесспорный, особенно в первом случае), а душу предпринимателя изучать по тексту романа «Великий Гэтсби» Фитцджеральда (очень спорный выбор). 

Полезные «врезки» (подборка фильмов, художественных книг, список полезных конференций, краткая «выжимка» из бизнес-теорий и т.д.) не нарушают определенной энциклопедичности формата этого путеводителя, а, напротив, поддерживают его. Довольно редкая удача – органично «скрестить» книжный и журнальный формат.

Недостатки: 

– излишняя доброжелательность рецензий;

– Избыточный «пересказ» содержания отрецензированных книг в ущерб разумной аналитике.

На заметку: помимо того, что книга выполняет функцию компаса в мире бизнес-литературы, знатокам такого рода non fiction понравится внутренне дискутировать с авторами по поводу обоснованности их «кастинга» лучших книг.

Для кого эта книга: для тех, у кого не хватает времени на ознакомление с полными версиями деловых бестселлеров; для тех, кому нужно сэкономить на консалтинговых услугах; для тех, кто хотел бы получить наиболее полное представление о современной западной бизнес-литературе.

Издатель: Альпина Паблишерз, 2011.