Финансовый кризис, о второй волне которого сейчас не говорит только ленивый или безумный, приобрел новые формы. Кризис суверенного долга начал перекидываться на банковскую систему европейских стран, причем в довольно необычных формах, которые начали вырываться на поверхность, несмотря на усилия правительств, ЕЦБ и национальных регуляторов. На сей раз индикатором опять стал рынок межбанковских кредитов. Ситуация на европейском денежном рынке стала напоминать 2007–2008 гг., когда банки практически перестали рефинансировать друг друга. Главное отличие нынешней ситуации, что политика регуляторов принципиально иная, есть к кому обратиться за повседневным рефинансированием. Поэтому уже несколько месяцев ЕЦБ становится опорой для относительно слабых банков. По сравнению с тремя годами ранее, ставки на денежном рынке гораздо ниже (у ЕЦБ – 1,5%), в силу чего велик и спрос, что опять же естественно. ЕЦБ выдал банкам еврозоны кредиты на 438 млрд евро; из них на Грецию пришлось 103 млрд евро, что примерно в два раза больше, чем в начале года. При этом банки за пределами проблемных стран достаточно адекватно кредитовали друг друга примерно до июня, когда инвесторы задумались о потенциальных проблемах крупных французских, германских, скандинавских банков и рынок замерз – как в августе 2007 г. Денежный рынок пошел «вразнос» – спред между однодневными и трехмесячными кредитами вырос до 74–78 б.п. на фоне средних значений до 25 б.п.в I полугодии. Объем средств на депозитах в ЕЦБ достиг в начале недели 169 млрд евро – максимум с августа 2010 г. – по сравнению с 5 миллиардами евро 15 июня. Банки «сундучат» деньги в ЦБ в двух случаях – если ЦБ при помощи относительно высоких процентных ставок по депозитам «закручивает гайки», либо если избегает риска любой ценой и готово размещать средства по ставкам близким к нулевым, но не рисковать. Нынешний случай – второй, и в переводе с банкирского на русский это означает, что банки не верят, что в случае полноценного банковского кризиса в Европе спасут всех, а кредиторов не заставят поучаствовать в реструктуризации и списать часть долга. В последнее время было принято, что тем или иным образом за всех платило государство. Демоверсия банковского кризиса уже была отработана в Дании – банковская система которой была стабильна и не испытывала проблем с рефинансированием, а сама страна не входит в зону евро. В 2008–2010 гг. санации или ликвидации было подвергнуто 9 банков, но кредиторы не пострадали. Для восстановления справедливости в октябре 2010 в Дании был принят закон, по которому кредиторы даже первой очереди обязаны участвовать в реструктуризации в случае санирования банка регуляторами. После краха одного из средних банков в феврале, закон был применен, и все, в том числе крупнейшие банки Дании, оказались отрезаны от мировых рынков. В июне рухнул четвертый по величине банк страны, а по оценкам рейтинговых агентств, 15 из 120 банков страны неустойчивы. Недавно закон был пересмотрен, и проблемные банки предполагается присоединять к хорошим, при господдержке, но на горизонте планирования банкиров уже появилась забытая за десятилетия возможность потерь даже по относительно безрисковым операциям. Складывается мнение, что ЕЦБ и Совет по финансовой стабильности, находящийся в Базеле, в обозримом будущем предложат аналогичную схему для еврозоны. Вместе с предложенным недавно Меркель и Саркози введением налога на финансовые операции, желание заниматься межбанковским кредитованием в Европе резко упало. Обычным накачиванием ликвидности и даже снижением процентных ставок (ЕЦБ отказался от повышения и оставил себе возможность для более мягкой монетарной политики) вряд ли удастся обойтись – на каком-то этапе придется вводить гарантии по операциям на межбанке и прочим обязательствам банкам, похожие на гарантии для вкладчиков. Кому и как за это платить, пока остается непонятным – равно как и перспективы банковских систем малых европейских стран. Интересно, что в России, ситуация скорее обратная – высокие ставки на межбанке, низкие в ЦБ, а также ожидание, что в конце концов «всех спасут» – объем депозитов в ЦБ примерно вдвое меньше средних за I полугодие, а изменения скорее связаны с общей динамикой ликвидности на внутреннем денежном рынке. Насколько оправданы эти ожидания в случае сильной турбулентности на мировых рынках по типу событий трехлетней давности и способности ЦБ РФ обеспечить стабильность – тоже открытый вопрос.