Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Интернет меняет нас: ежедневный серфинг в сети сказывается на нашем образе мышления – мы стремительно утрачиваем способность концентрироваться на информации. Pancake people («плоские люди») – так называют тех, тех, кто рассеивает свое внимание и пытается охватить всю информацию, доступную по нажатию одной кнопки. То есть, большинство современных прогрессивных людей.

Объемы информации растут, мы поглощаем их, параллельно занимаясь другими делами: отправляя почту, обновляя статусы в Facebook или Twitter, разговаривая по телефону, набирая SMS... Такая многофункциональность не лучшим образом сказывается на работе человеческого мозга. 

Исследования в области неврологии показывают, что человеческий мозг очень гибкий – способы его работы меняются быстро, кардинально и надолго. То, как мы получаем информацию, влияет на то, как мы думаем. На этом фоне вспоминается известная статья Николаса Карра «Действительно ли Google делает нас идиотами?». Известно, что информации в интернете намного больше, чем в самой лучшей библиотеке. Но человеку это ничего не дает: постоянное использование интернета отрицательно влияет на способность концентрироваться и фокусировать свое внимание, говорит Карр. Интернет-среда устроена так, что меняется процесс чтения: мы отучаемся размышлять над текстами и строить логические цепочки. 

В книге «Shine: Using Brain Science to Get the Best from your People» («Как добиться максимума от твоих сотрудников?») автор Эдвард Халлоуэл пишет: постоянная занятость, фрагментированные задачи, бесконечное количество новых данных и цифр ведут к тому, что люди не справляются со своей работой. Они стараются работать больше, и, в конце концов, это начинает напоминать попытки грести быстрее на дырявом судне вместо того, чтобы затыкать течь. 

«Плоские люди» – основная причина финансового кризиса, заявляет в своей книге «The Big Mo: Why Momentum Now Rules Our World» Марк Родер. В основе торговли на бирже лежит необходимость буквально со скоростью света обрабатывать гигантские объемы информации. Успех – это способность увидеть маленькое окошечко возможности в постоянно меняющемся море цифр и данных. Но, глядя в это окошечко, даже самые умные аналитики не сумели разглядеть всю картину из постоянно меняющегося пазла до тех пор, пока не стало слишком поздно. 

С окончанием финансового кризиса главная опасность не миновала. Линда Греттон в своей книге «The Shift: The Future of Work is Already Here» отмечает, что мы перестаем ценить то, что действительно имеет ценность. Большинство не стремится работать в одной и той же компании до конца своих дней. Ценится умение моментально вникнуть в задачу, организовать других, быстро обработать новую информацию и предоставить ее начальникам. Способность глубокого осмысления теряется. 

Да и кому нужно вникать глубоко? – Ведь завтра человек может оказаться на той же позиции в другой компании, где зарплата будет выше, а требования те же. Эта гонка порождает все больше и больше «плоских людей». Парадокс в том, что эти люди, успешно занимающие должности замов и обычных менеджеров, никогда не смогут стать директорами. Получая доступ ко всей необходимой информации, они перестают смотреть вглубь. А между тем, настоящему руководителю нужно только это.