Недавно Google решил радикальным образом улучшить свой имидж на iPhone – почти все старые эппы были полностью переработаны. Все началось с неожиданно удачного Google Plus, за которым последовали новые YouTube, Chrome, Google Search и Gmail. Когда в App Store в декабре вернулось приложение Google Maps, несколькими месяцами ранее со скандалом замененное Apple на карты собственного производства, пользователи iPhone разве что не танцевали. За первые 48 часов его скачали более 10 млн человек, и оно больше недели не покидало первого места в чартах App Store. Согласно данным Nielsen, сразу несколько эппов Google находятся в первой двадцатке по количеству активных пользователей на iPhone.

Сайт The Next Web объявил, что интернет-гигант наконец-то нашел «свой уникальный голос в дизайне» приложений для iPhone. Многие блогеры и технологические журналисты заговорили о том, что эппы Google для iPhone ощутимо превосходят свои аналоги от Apple: Google Seach бьет Siri, Gmail отправляет в нокаут Mail, а Crhome-то точно получше Safari. В результате все больше пользователей складывают приложения от Apple в одну папку и отправляют на задворки своих смартфонов, тогда как сервисы Google занимают почетное место на первом экране. Внезапно в классической дихотомии iOS и Android у потенциальных покупателей смартфонов появился третий вариант: iPhone, наполненный комфортабельными сервисами от Google. Не делает ли поисковик сильнее своего конкурента?

Cказать так – значит исказить смысл бизнеса интернет-гиганта. Google купил Android в 2005 году, чтобы, как бы смешно это ни звучало сегодня, не допустить гегемонии Microsoft на рынке телефонов. Ларри Пейдж и Сергей Брин, очевидно, понимали, что будущее интернета в мобильных устройствах, а значит, и будущее Google – там же. С неожиданным восходом iPhone от Apple существенным образом ничего не поменялось: актеры теперь новые, но сценарий остался прежним. 

Миссию Android в 2010 году пафосно сформулировал вице-президент Google Вик Гундотра: «Если бы мы не приняли необходимые меры, нас ожидало бы будущее, где один человек, один телефон и один мобильный оператор определяли бы наш выбор. Мы не хотим такого будущего». За высокопарностью скрывается простой посыл: Google не может допустить ситуации, когда другая компания станет монополистом рынка смартфонов и получит возможность каким-то образом ограничить доступ к его сервисам. 

Распространяя Android бесплатно, Google ставит своей целью максимально фрагментировать рынок, не допустив концентрации всей силы в одних руках. Параллельно Android помогает Google увеличивать количество мобильных пользователей своих продуктов, собирать о них больше информации и продавать им больше рекламы. Android соответственно выполняет роль своеобразной подушки безопасности для Google, гарантируя, что компания никогда не окажется полностью отрезана от мобильного будущего. Поскольку эта «подушка безопасности» с недавних пор выросла до 75% рынка смартфонов, iPhone для Google больше не угроза, а возможность зарабатывать. И зарабатывать много.

В прошлом году мобильные пользователи принесли Google $2,5 млрд выручки, состоящей преимущественно из доходов от контекстной и баннерной рекламы. В этом году, согласно осеннему прогнозу Ларри Пейджа, этот показатель должен составить уже более $8 млрд. При этом значительная часть этих денег Google приносят именно владельцы iPhone: по некоторым данным, от 60% до 80%. Юзеры iOS более активны, чем юзеры Android: они чаще используют браузер, чаще открывают приложения, чаще кликают на рекламу. Игнорировать их было бы настоящим преступлением.

Один из бывших сотрудников Apple недавно рассказал The New York Times, что Стив Джобс поначалу хотел не допускать в App Store приложения, которые бы конкурировали с базовыми сервисами Apple. От этой идеи пришлось отказаться, поскольку антимонопольные регуляторы вряд ли отнеслись бы к ней с большим энтузиазмом. Но опасения Джобса хорошо понятны: проигрывая сражения за ключевые приложения, компания лишается доступа к важной информации о своих пользователях. В прошлом году Apple решила снизить свою зависимость от Google, отказавшись использовать YouTube и Google Maps в качестве установленных по умолчанию на iPhone приложений. Как мы знаем, оба эппа триумфально вернулись в App Store.

Поражение Apple на фронте приложений для iPhone, по слухам, стало одной из главных причин отставки бывшего вице-президента компании Скота Форстала, ответственного за iOS. В вину ему вменили недостаточно высокое качество голосового ассистента Siri и провал с картами. Теперь мобильную ОС ждет серьезное преображение, руководить которым будет дизайнер компании Джонни Айв. Это должно помочь Apple конкурировать с Google за внимание пользователей на своем же устройстве.

У Google тоже намерения серьезные. Зимой компания начала размещать в интернете рекламу, приглашая на работу разработчиков приложений для iOS. На YouTube даже появилась реклама с возвышенным слоганом: «Делай то, что действительно имеет значение. Переделай Google для iOS». Некоторых сотрудников даже заставляют использовать iPhone. Австралийский фрилансер, которого Google привлек для создания обновленной версии Google Maps, описывает в своем блоге жизнь разработчика под iOS в Google как работу в тылу врага. Кажется, в новом году нас ждет интересное и необычное сражение.