Выпускник Школы управления «Сколково», владелец агентства недвижимости Manhattan и SMM-агентства Likebox Виталий Водолазов, успевший к своим 24 годам создать множество проектов, провел мастер-класс «Как совершить бизнес-прорыв и наслаждаться жизнью: советы от успешного предпринимателя». Slon публикует его сокращенную версию.
Что такое бизнес, что такое фриланс, что такое постоянная работа и чем они отличаются друг от друга?
Плюсы постоянной работы в том, что у нас нет слишком большой ответственности и есть фиксированная заработная плата. Основной минус в том, что нас покупают оптом, а продают в розницу. То есть мы выполняем какой-то проект, получая из него 20–30%, а остальное получает работодатель. К тому же часто есть строгие временные рамки, а иногда и дресс-код.
В чем отличие фриланса от постоянной работы? В первом случае вы получаете 100% оплаты и можете заниматься делом тогда, когда хотите. Но есть и минусы – вы должны самостоятельно находить клиентов и заниматься не только исполнением своих обязательств, но и продажами своих услуг. Таким образом, вы впадаете в зависимость от клиентов.
В бизнесе мы получаем примерно 30% прибыли, которые со временем растут. К тому же мы освобождаем свое время. Если в случае с постоянной работой проценты идут от того, что сделали вы, то в бизнесе проценты исчисляются из того, что сделали другие люди.
Когда мы переходим к бизнесу, нужно понимать, что нам придется столкнуться со следующими категориями дел: управление, маркетинг, продажи и исполнение услуг. Все это может делать и один человек – часто такое встречается, например, в интернет-магазинах: один и тот же человек размещает информацию о товаре в соцсетях, обрабатывает входящие звонки и может быть исполнителем услуг, доставляя товар покупателям. В этом случае наша цель – довести прибыль примерно до 200–300 тысяч рублей в месяц. Тогда мы сможем нанять управляющего, который и будет за всем следить, а сами мы будем получать ежемесячную прибыль автоматом.
С чего начать свой бизнес?
Есть четыре основные стартовые позиции:
Хобби, которое вы можете монетизировать. Например, мне была интересна музыка, и поэтому моим первым бизнесом стала поставка гитар из Америки в Россию. Что касается денег, я взял кредит для будущего развития. В случае с хобби вы уже переходите в зону фриланса, можете, например, быть исполнителем – рисовать на заказ. Этому необязательно посвящать 100% своего времени – поначалу все легко совмещается с работой. Продолжение своей предыдущей работы, но в самостоятельном ключе. Я лично наблюдал это, когда три человека, работавших в моем агентстве недвижимости, отделились и создали собственный бизнес. Встреча с компетентным человеком. Например, мое рекламное агентство появилось благодаря тому, что я нашел в Москве человека, у которого уже были свои люди, который был готов исполнить услуги и знал, где можно взять клиентов. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь ему выстроить эту систему. Партнер сказал, что готов заниматься исполнением и участвовать в продажах (кстати, тот, кто занимается продажами, занимается, по большому счету, фрилансом: вы обеспечиваете его работой, он получает свои проценты), – следовательно, остальные вопросы были на мне. В этом и состоит партнерство, в котором, кстати, очень важно доверие. Самая основная задача здесь – найти «правильного» управленца, готового согласиться на стабильность, которую вы ему предлагаете. Вы можете не поверить, но, выбросив подобные вакансии в интернет, вы с удивлением обнаружите, что вам начнут звонить люди, которые готовы предложить вам стратегию построения будущего бизнеса. Беседуя с кем-то из возможных партнеров, вы должны выстроить примерный финансовый план и убедиться в том, что ваш собеседник действительно готов воплотить все это в жизнь. Как в этом убедиться? Обратите внимание на его опыт, спросите о том, какой оборот был в его последнем бизнесе. Но не забывайте, что риски несете вы. По сути, именно за вашу ответственность вы и получаете деньги. Следующий вариант – начать с фриланса, пытаясь изучить что-то новое. Например, вы никогда не занимались дизайном, но вдруг решили попробовать себя в этой сфере. Это не самый лучший способ. Пока вы не являетесь профессионалом в данной сфере, вам кажется, что все намного проще, чем оно есть на самом деле, вы не видите подводных камней. Если в первых двух сценариях у вас уже есть какие-то наработки, то в последнем случае вам придется их сначала получить, а потом стартовать с той же позиции, с которой вы могли бы стартовать еще полгода назад.
Основные ошибки при создании бизнеса. Как их избежать?
С самого начала мы должны строить фриланс, завязывая многие услуги на себе. Например, вы занимаетесь дизайном, и все знают вас как хорошего дизайнера. Но в вашу компанию идти никто не хочет, ведь все знают только вас как хорошего дизайнера, а с деятельностью ваших коллег незнакомы. Поэтому если вы идете по модели «от фриланса к бизнесу», желательно, чтобы это были простые услуги, чем проще – тем лучше, например, интернет-магазин. Интересно, кстати, что в данном случае нет почти никакой ответственности – ее несет либо дилер, у которого вы покупаете, либо производитель, который дает какие-то гарантии.
Нельзя допустить легкомысленного отношения к подбору персонала. Нужно много учиться, и учеба здесь заключается в приобретении опыта, в проведении как можно большего количества собеседований. Если вы разбираетесь в этом не очень хорошо, то наймите специальных людей для помощи, кадровые агентства, которые более компетентны в этих вопросах. Вы сможете сильно сократить свой риск, если пойдете по схеме строения большой организации через опытного проводника. Помните, что персонал – это самое главное в бизнесе, самый главный его актив.
После того как персонал найден, нужно правильно поставить перед ним задачи, составить план и не забывать контролировать процесс. Если упустить какой-либо из этих пунктов, все может пойти в неверном направлении. Вы должны поставить управляющего перед фактом, что компания должна заработать, например, 500 тысяч рублей. Его план должен состоять из пунктов, которые понятны и просты. Очень желательно, чтобы он уже занимался подобной деятельностью.
Крайне важно, чтобы люди отчитывались перед вами. Низкого уровня люди – каждый день, высокого уровня – как минимум раз в неделю. В этом случае можно немного минимизировать риски, если вы видите, что управляющий не укладывается в план и денег, скорее всего, не заработает. Тогда вы сможете вовремя подкорректировать ситуацию или найти нового управляющего.
Выбирайте дела, которые эффективны. Очень часто люди думают, что принципиально важно количество времени, потраченного на проект. Они говорят: «Сегодня я много работал». Ну и что из этого? Где гарантия, что они работали хорошо, а главное, что они выполнили задачи, которые приведут их к какому-либо результату? Самое лучшее – находить новые площадки, тем самым получая преимущество перед своими конкурентами. Стоит постоянно держать в голове мысль: «Как я могу сделать лучше, дешевле, больше, как я могу опередить других?»
Ответ на этот вопрос прост. Пробуйте новое! Некоторые люди говорят, что это риск. Но у меня, например, нет рисков – только эксперименты. В чем отличие? У эксперимента есть начало, конец и четкие критерии, по которым мы оцениваем, удачен он или нет. Например, мы используем новый способ привлечения клиентов и говорим себе: у меня есть две недели и десять тысяч рублей. Если эксперимент принесет мне пять новых клиентов, значит, он удачный, если нет – то неудачный. Самое главное – не бояться пробовать.
Нетворкинг – залог успеха?
С помощью нетворкинга можно решить почти все вопросы, которые у вас возникают в процессе построения бизнеса. Как правило, это еще и увлекательно – вы можете ходить на те мероприятия, которые вам интересны, получать от этого удовольствие, и при этом знакомиться там с правильными людьми и решать свои вопросы. Какое-то время я плотно занимался недвижимостью и знакомился со многими людьми. Прошло время, и мне начали звонить, зная, что я могу предложить нужную услугу. Причем люди были незнакомые, и им меня рекомендовали опять же незнакомые мне люди.
То есть расширение контактов может привести и к такому положительному результату. Это легко объяснимо: в важных для нас ситуациях – таких, как, скажем, подбор квартиры, – мы пытаемся обратиться к тем людям, которых мы уже знаем. Или хотя бы к тем, кого знают наши знакомые. То есть это может быть маркетинг и продажи, но точно также вы сможете найти и управляющего, способного выстроить ваш бизнес. Элементарный пример – здесь сегодня собрались люди, желающие начать свой бизнес. После встречи все мы можем обменяться контактами – вот вам нетворкинг в действии. Для бизнесмена это необходимое умение.
Почему так важно отдыхать?
Еще одно необходимое умение – это умение отдыхать. Если вы хотите познакомиться с обеспеченным человеком, вспоминайте способы отдыха богатых людей – дайвинг, яхтинг, виндсерфинг, гольф. Присоединяясь к этому образу жизни, вы не приходите, грубо говоря, снизу вверх и не просите о помощи, вы приходите практически как боевой товарищ нужных вам людей. Вы начинаете отношения, а после неформального знакомства становится возможным любое сотрудничество.
Вдобавок, отдых – это главный источник энергии при реализации идей. Дело в том, что, находясь в большом городе и не отрываясь от дел, мы не меняем свое сознание, у нас есть устоявшаяся картина мира. В чем плюс отдыха? Когда вы уезжаете, вас начинают посещать те идеи, которые вы на самом деле давно знали. Это своего рода озарение, вызванное тем, что вы просто сменили обстановку. А свежие идеи очень сильно влияют на эффективность.
Отдыхайте чаще, причем отказываясь от старых шаблонов. Например, если вы все время пользуетесь интернетом, полностью отключайте его на отдыхе. Если же у вас нет возможности выехать на отдых, попробуйте такой способ – в пятницу вечером отключите телефон и интернет и не используйте их до понедельника. Это одновременно и просто, и сложно. Сначала вам покажется, что мир рухнет, но скоро вы убедитесь, что на самом деле ничего подобного не произойдет.
Не спешите сдаваться и не бойтесь рисковать
Еще одно полезное замечание – если кто-то смог сделать что-то, то всегда найдется человек, который сможет это повторить. Например, никто не мог пробежать одну милю быстрее, чем за четыре минуты. Однажды такой человек нашелся. А на следующий год людей, пробежавших милю быстрее, чем за четыре минуты, стало уже тринадцать. Это вопрос не врожденной способности к успеху, а того, готовы ли потратить свои силы и время, чтобы получить какой-то результат.
Наконец, есть такая удобная вещь, как делегирование задач. Скажем, ваш работник пытается дозвониться вам, чтобы решить какой-то вопрос. На третий раз он не дозванивается, а вопрос нужно срочно решать, поэтому ему приходится решать его самому. Ну и прекрасно – вы посмотрите, как он справился.
Помните, что бизнес – это совсем несложно: главное тут – уметь рисковать. Если же вы всего боитесь и не хотите брать на себя ответственность, то просто не занимайтесь бизнесом.