Катрин Тисье. Фото: Reuters

С момента отмены рабства в 1848 году прародительнице прав человека Франции потребовалось более полутора веков на то, чтобы, наконец, на законодательном уровне признать рабство преступлением против человечности. У француженки Катрин Тисье, которую в течение 13 лет жестоко эксплуатировали в католической организации Opus Dei, такого запаса времени на борьбу за свои права не было. Да и сил тоже – за годы принудительного труда она стала инвалидом. Между тем, после десяти лет следствия французский суд так и не увидел в ней жертвы, отказав даже в компенсации за моральный ущерб. Подсудимая организация отделалась простым штрафом в размере 30 000 евро за «недостойную оплату труда».

Вначале несколько слов о том, против кого решилась выступить один на один француженка. Opus Dei (лат. «Дело Божие») – влиятельная католическая организация, основанная еще в 1928 году испанским священником Хосемарией Эскрива де Балагером. Широкие массы узнали о ее существовании после выхода в свет романа Дэна Брауна «Код Да Винчи», в котором Opus Dei представляется сектой фанатиков-мазохистов. 

Между тем, несмотря на некоторую схожесть, Opus Dei – это не секта. Более того, понтифик Иоанн Павел II, который предположительно сам состоял в Opus Dei, в 1982 году присвоил организации эксклюзивный статус персональной прелатуры католической церкви. Это означает, что Opus Dei подчиняется только Папе Римскому. Организация имеет свои отделения в 90 странах мира. Opus Dei жёстко контролирует каждого, кто вступает в ее ряды. «Тоталитарное полицейское государство», – так характеризуют ее бывшие сторонники. 

Opus Dei нередко критикуют за сектантские способы вербовки «новичков». Одна из самых распространенных практик – это так называемая «подводная рыбная ловля» или «love bombing». Каждый адепт организации в течение года должен «отловить» как минимум двух потенциальных сторонников. Для этого он должен «задавить» их дружбой и любовью, стать ближе брата и свата, и тогда уже вести охмуренных в Opus Dei, пока горяченькие. 

Катрин Тисье попала в кабалу Opus Dei другим путем. Ее родители задумались о будущем дочери, когда ей исполнилось 14 лет, и решили отправить ее учиться гостиничному бизнесу. Как выяснилось позже, в школе-интернате, куда попала Катрин, обучали не только тому, как стать всем умывальникам начальником. Особое место в программе отводилось христианскому образованию, которое преподавалось служителями Opus Dei. За два года обучения в школе Катрин практически перестала приезжать домой. По ее словам, родители «стали представляться ей дьяволом», а все воспоминания о прошлой жизни как будто стерлись из памяти. По окончании учебы Катрин вступила в Opus Dei и дала обет «бедности, целомудрия и послушания». В табеле о рангах организации она числилась как вспомогательный работник, ответственный за уборку. 

Все необходимые формальности были соблюдены: с Катрин заключались официальные трудовые договоры и налоги выплачивались аккуратно. Часы сверх нормы оформлялись как добровольный труд. Вот только реальные условия работы никак не вписывались в рамки французского трудового кодекса. В течение 13 лет Катрин работала на Opus Dei и принадлежащие ей организации каждый день без выходных с 7 утра до 22 часов вечера с перерывами на молитвы и самобичевание. Как и монах Сайлас из романа Дэна Брауна, член Opus Dei Катрин носила на бедре подвязку с заостренными железными шипами, врезающимися в плоть при каждом движении. 

Француженка не в состоянии сказать, какую зарплату ей платили за работу. Деньги на счет, по ее словам, перечислялись, но доступа к нему она не имела. По требованию организации она вынуждена была расписаться на пустых листах чековой книжки, которые впоследствии заполнялись без ее ведома. Таким образом, деньги с ее счета возвращались в карман Opus Dei. Организация взимала их якобы в счет оплаты проживания Катрин. 

В течение всех этих лет женщина находилась под постоянным наблюдением так называемых наставников и не имела права выходить на улицу без сопровождения. По словам Катрин, ее регулярно отправляли на осмотр к врачу-члену Opus Dei, от которого она выходила с длинным рецептом на транквилизаторы, о чем, естественно, не подозревала. 

Тринадцать лет такой жизни превратили Катрин в немощного инвалида. «Я весила 39 кг, не могла без посторонней помощи ни поесть, ни помыться. Не могла прямо держать голову. И при этом каждый день меня заставляли выполнять работу в прежнем режиме», – рассказывает француженка. Родители Катрин, шокированные состоянием дочери, практически силой заставили ее вернуться домой. Через некоторое время женщина подала жалобу в суд на Opus Dei и приближенную к ней организацию ACUT, которая заключала трудовые контракты с Катрин. 

Несмотря на присвоенную женщине инвалидность, французские следственные органы за десять лет не смогли собрать достаточно доказательств, чтобы привлечь Opus Dei по статье о «злоупотреблении немощью» и «угрозе жизни человека». Из целого списка обвинений в результате остались только два вполне невинных: «за недостойную оплату труда» и «теневую занятость». Защита настаивала на выплате 600 000 евро в качестве моральной компенсации за рабский труд, но суд ограничился наказанием обвиняемых в виде штрафа довольно скромного размера – 30 000 евро для ACUT и по 3 000 для двух членов Opus Dei. 

По словам Катрин Тисье, в Opus Dei есть и другие порабощенные, как она, но никто из них не решился выступить против столь мощной организации. Впрочем, адвокат француженки Родольф Босслю, похоже, этого и не ожидал: «У этих людей нет цепей на ногах, их тюрьма – их собственная голова».