Фото: ИТАР-ТАСС

Переговоры двух нынешних и одного будущего президента в Завидово выглядели замечательно. Буквально все было хорошо: и дата встречи – день выдвижения Путина в кандидаты, и идеальное для съемок живописное место, и актуальная газовая тема. Не хватало одного – результатов встречи. Вернее, о чем-то коллективный российский президент с Януковичем, конечно, договорились, но о чем конкретно – сами не поняли. Потому что последние несколько дней стороны делают прямо противоположные заявления по итогам встречи, причем каждая настаивает, что именно об этом они и договорились в Завидово.

В украинские СМИ информация о завидовских договоренностях – неофициальная и из анонимных источников – стала просачиваться только после возвращения Януковича. Если верить анонимам, главным итогом встречи стала договоренность о создании консорциума в составе Украины, России и ЕС для управления украинской газотранспортной системой. Украине в будущей структуре достанется 20%, еще столько же возьмет немецкая компания, задействованная в «Северном потоке», а остальное заберут структуры «Газпрома». Хотя заберут ли – еще вопрос. В «слитой» сверху информации было одно важное примечание. Консорциум – это только предложение украинской стороны, а не окончательная договоренность.

Но, как водится, все написанное мелким шрифтом плохо читается. И о ремарке все быстро забыли. Особенно после того, как премьер-министр Николай Азаров уже вполне официально озвучил результаты переговоров. Если верить ему, то в Завидово троица не только ловила рыбу и гоняла чаи, но и работала. Причем продуктивно. Во-первых, переговорщики бесповоротно решили создать консорциум. Во-вторых, Россия пообещала снизить цену на газ для украинской бюджетной и социальных сфер в обмен на снижение цены на транзит до уровня себестоимости. Плюс к этому, на октябрь назначено заседание межгосударственной украинско-российской комиссии, на котором Киев планирует успешно завершить переговоры по пересмотру газовых контрактов 2009 года в свою пользу.

Такие итоги вполне тянули на сенсацию. После многомесячного конфликта и обвинений в иждивенчестве Киев и Москва, наконец, начали договариваться. Решился вопрос с газотранспортной системой, и почти решился – с ценой на газ. Но новости опять не получилось. То ли Янукович что-то не так понял, то ли Азаров, которого, в отличие от российского коллеги, в Завидово не пригласили, недослышал, но Кремль слова украинской стороны не подтвердил. 

«Газпром» практически сразу заявил, что не очень-то заинтересован в трехстороннем консорциуме, а цена на газ для Украины зафиксирована в контрактах вплоть до 2019 года. После такого разочарования ремарка Миллера о том, что «Газпром» готов к диалогу и открыт для новых предложений, прозвучала просто кощунственно. А уже сделанные подсчеты украинских экспертов относительно сэкономленных обеими сторонами денег в случае реализации новых планов оказались бессмысленными.

Так о чем все-таки шла речь в Завидово, и почему русскоговорящий Янукович не понял столь простых в формулировках коллег? Скорее всего, понял. Просто возникли трудности интерпретации. Сам Янукович никогда не был сильным переговорщиком. Об этом говорят люди из его окружения, и, по большому счету, знают все, кто слышал импровизации украинского президента с трибуны. Он не оратор, но точно знает, что отдавать России газотранспортную систему нельзя. Ну никак нельзя. Этого ему не простят ни приближенные олигархи, ни электорат. Последний, конечно, можно было бы не принимать во внимание, но рейтинг партии власти стремительно падает, а скоро парламентские выборы. 

Трехсторонний консорциум – максимум, который Янукович мог предложить России. Но такой вариант не подходит Кремлю. Ему бы то же самое, но без ЕС. И об этом Путин и Медведев тоже наверняка в очередной раз сказали визави. Возможно, над предложением Януковича обещали подумать. Транзит, разумеется, обсуждался в привязке к цене на газ, которую Украина так стремится пересмотреть. Никаких финальных договоренностей не было. Потому что если бы были, Янукович о своих победах отрапортовал бы лично.

Но сил, чтобы сдержаться и не похвастаться «внушительным прогрессом» ему все равно не хватило. Оно и понятно. После многочисленных оскорблений Москвы растоптанное реноме нужно поднимать. И его поднял Азаров. Он регулярно озвучивает те вещи, которые самому Януковичу говорить неудобно или рискованно. Если в октябре Россия опять откажется пересматривать контракты и менять цену, то в дезинформации широкой общественности обвинят премьера, а Янукович, собственно, ничего конкретного не обещал.

Ведь если бы Азаров тоже промолчал, то что бы в итоге запомнили украинские избиратели? Прогулку по Завидово и Януковича, который на полторы головы выше сразу двух российских президентов? Какие-то малозначительные заметки о промежуточных итогах и прогрессе в двухсторонних отношениях? Пришлось выдать желаемое за действительное. 

А что делать? За последний год президентский рейтинг Януковича снизился в три раза. К тому же, дома у Януковича сидит Тимошенко, которая вполне может стоить Украине соглашения об ассоциации с ЕС. А до недавних пор над ним еще и глумилась Россия. Отпустить Тимошенко Янукович пока не может, поэтому приходится изображать успехи хотя бы на российском направлении. Вот внешне после Завидово отношения с Москвой уже смотрятся чуть лучше, для непосвященных. А что делать в октябре, когда «Газпром» опять начнет переговоры, власть подумает позже. Она уже делала так в случае с посадкой Тимошенко, погорела, но урок, похоже, не усвоила.