Владимир Путин рассказал о своих взаимоотношениях с Геннадием Тимченко. Фото: Reuters
Владимир Путин сегодня публично открестился от своей причастности к бизнесу одного из самых богатых людей в России – Геннадия Тимченко (№26 в списке Forbes).
«Все, что связано с его бизнес-интересами, – это его личное дело. Я никогда туда не лез и лезть не собираюсь. Надеюсь, что и он в мои дела никогда нос совать не будет», – ответил премьер на вопрос писателя Захара Прилепина, который поинтересовался мнением Путина о том, что Тимченко принял финское гражданство. Это, по сути, первое публичное опровержение премьером его бизнес-связей с Геннадием Тимченко. При этом Путин подтвердил, что знаком с Тимченко около 20 лет: «Он работал со своими друзьями и коллегами в «Киришинефтеоргсинтезе». Когда пошел процесс приватизации, они отделили свою часть, которая занималась экспортом нефти и нефтепродуктов, и сделали частную компанию», – рассказал о предыстории Gunvor Владимир Путин.
А вот как от связей с «лидером нации» открещивался Геннадий Тимченко:
21 декабря 2007
В британской газете The Guardian появляется статья, «Путин, борьба за власть в Кремле и состояние в 40 миллиардов долларов», в которой российский политолог Станислав Белковский утверждает, что Владимиру Путину принадлежит 75% нефтяной трейдинговой компании Gunvor, основанной другом президента Геннадием Тимченко. А уже на следующий день Торбьорн Торнквист, генеральный директор компании Gunvor Group, пишет опровержение в Guardian, в котором сообщает, что Путин не является владельцем какой-либо доли компании Gunvor и не является ее бенефициаром. По словам Торнквиста, большая часть компании принадлежит ее основателям, «то есть Геннадию Тимченко и мне, миноритарный пакет акций принадлежит третьему инвестору. Ни одна из акций компании не принадлежит президенту Путину или связанным с ним лицам».
15 мая 2008
В Financial Times появляется статья о бизнесе Gunvor. В ней анализируется успех компании и делается недвусмысленный вывод о том, что непосредственное влияние на это оказал Владимир Путин. «У компании есть «один очень хороший друг», отметил некий бывший партнер. «Этот человек находится на самом высшем уровне», – сообщает другой», – пишет газета. Через несколько дней, 22 мая, Тимченко пишет письмо в газету Financial Times в ответ на публикацию о причинах расцвета бизнеса предпринимателя. «Ваше предположение, что своим успехом Gunvor обязана моим связям с бывшим президентом России Владимиром Путиным, неверно. Вообще, предположения СМИ о масштабах связей между мной и Путиным являются сильным преувеличением».
11 июня 2008
В интервью The Wall Street Journal Геннадий Тимченко подтвердил, что давно знаком с Владимиром – с начала 1990-х, однако отметил, что они не являются друзьями и покровительством Путина он не пользуется. Кроме того, ни у того, ни у другого просто нет времени, чтобы встречаться.
Июль 2010
Борис Немцов и Владимир Милов публикуют доклад «Путин. Итоги. 10 лет», где они задаются вопросом: «По каким причинам государственные нефтяные компании экспортируют значительную часть нефти через компанию Gunvor, владельцем которой является друг Путина Геннадий Тимченко? Как так получилось, что Gunvor, в 2000 году еще небольшой нефтяной трейдер, за годы правления Путина смог сосредоточить в своих руках контроль над экспортом российской нефти?». Ответ – без помощи Путина не обошлось. В сентябре 2010 года Тимченко подает иск о защите чести и достоинства к Борису Немцову и Владимиру Милову. По мнению Тимченко, некоторые сведения, которые содержатся в докладе, не соответствуют действительности и являются порочащими. В феврале 2011 года суд частично удовлетворил иск и обязал опровергнуть фразы: «Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, – Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги – превратились в долларовых миллиардеров» и «Есть основания полагать, что все эти Тимченко, Ковальчуки и Роттенеберги – не более чем номинальные владельцы крупной собственности, а реальным бенефициаром является Путин».