Фото: Laurent T/Flickr.com

Есть в стране регионы, где приграничные территории живут очень обособленно. Где интеграция с соседними странами особенно тесна и буквально бросается в глаза. На память сразу же приходит пример Калининградской области – родного для меня региона – а также Петербурга и Дальнего Востока. С Калининградом все понятно: регион изолирован от основной России. У нас до Москвы 1200 км, а до Вильнюса или Варшавы – 300 км. Большинство калининградцев может быстрее доехать до территории соседних государств, чем до столицы своей страны. Тем более, если добираться поездом или своим транспортом, то визу в любом случае надо получать. В случае с Ленинградской областью и граничащим с Китаем Дальним Востоком такой изоляции от остальной страны нет. Тем не менее, связи с сопредельными государствами там едва ли менее сильны. Питер дает такой поток туристов, выезжающих в Финляндию, что эта страна уже который год лидирует по числу посетивших ее россиян (по данным Ростуризма, в 2010 году было 3,4 млн человек). Больше, чем принимает следующая в списке по посещаемости Турция. В Китай ездит 2 млн человек – в Египет меньше. А соседние с Калининградской областью Литва или Польша принимают в два раза больше российских граждан, чем Великобритания или Голландия. Можно абстрагироваться и говорить только о туристическом потенциале Финляндии или Китая. Но это было бы неправильно. Жители приграничных регионов все активнее устанавливают тесные связи с заграницей. Все больше россиян покупает там недвижимость, ведет бизнес, пользуется более дешевыми тарифами на авиасообщение. Наконец, просто устраивает шопинг, потому что за границей по-прежнему продается много более дешевых и качественных товаров. Да, лично мне удобнее вести бизнес в России. Но, полагаю, относительно молодым людям 20–25 лет может быть проще обосноваться за пределами нашей страны. Многие мои знакомые предпочитают вести дела в Европе. Да, там бизнес может быть менее доходным, но зато более стабильным. И связи год от года тем сильнее, поскольку этой интеграции во многом способствуют сами соседние страны. При удаленности от центра России и близости к более развитой стране для многих даже не встает вопрос выбора. Разумеется, миграция граждан между странами – не только российская особенность. Такое происходит во всем мире. Например, нас впечатляет, что в Лондоне живет около 300 000 русских. По численности – российский город средней руки. Но в том же Лондоне живет порядка 400 000 французов. И подобные цифры не должны внушать страха – это естественный процесс глобализации, в который государству точно не стоит вмешиваться. Другой вопрос, какими причинами вызвана подобная миграция и как много людей она затрагивает (всегда существует какой-то процент людей, склонных к перемене места). Но одно дело, когда это потребность в развитии, расширении кругозора, наконец, в обучении. И другое, если это бегство от неудовлетворительных условий жизни. И вот здесь государству есть над чем работать. От массового выезда наших граждан удерживают только сложности с получением виз. Страны Балтии, например: когда Литва присоединилась к Шенгенскому соглашению, то примерно треть трудоспособного населения покинула страну и уехала на заработки в Западную Европу. Внутри страны просто стало некому работать. Это может быть очень опасно для России. Тем более, миграционная политика многих западных государств базируется на привлечении в первую очередь молодого, активного населения. Одним словом, лучших. Отчасти такая ситуация напоминает мне известный план Маршалла, когда экономическая помощь содействовала укреплению положения США в Западной Европе после Второй мировой войны. А сейчас ведется политика плавной ассимиляция за счет более лучших условий. Понятно, что разницу в уровне жизни так просто не устранишь. Но можно же дать больше возможностей для этих самых регионов, чтобы эффективней использовать географические преимущества расположения. Развивать торговлю или туризм, чтобы на эти территории тоже можно было привлекать иностранцев. Сейчас европейцу для въезда на территорию России надо заплатить 150 евро за визу и преодолеть еще массу препятствий. Сравните, как этот процесс организован в обратном направлении. Надо диверсифицировать функции власти и давать больше полномочий субъектам. Переносить часть каких-то столичных функций в регионы. Но, боюсь, пока подобная децентрализация вряд ли возможна. Страна слишком сконцентрирована на Москве, а сама власть – слишком централизована.