слева направо: Брайан Шмидт, Сол Перлмуттер, Адам Рис

Нобелевскую премию 2011 года по физике получили Сол Перлмуттер (Saul Perlmutter), Брайан Шмидт (Brian Schmidt) и Адам Рис (Adam G. Riess) за открытие ускоренного расширения Вселенной с помощью наблюдения за сверхновыми звездами. Казалось бы, открытие – самое далекое от нашей повседневной жизни: его масштаб – это масштаб Вселенной, а время течения процесса – миллиарды и миллиарды лет. 

Но это было бы слишком все просто. Начнем с того, что же открыли лауреаты. Долгое время в научной среде бытовала теория, что наша Вселенная, созданная Большим Взрывом более 12 млрд лет назад, потихоньку расширяется. Расстояние между звездами и галактиками увеличивается. 

Ученые предполагали два сценария развития событий: либо расширение когда-нибудь смениться сжатием, и Вселенная вновь сожмется в одну точку, вновь взорвется, и эти «качели» будут качаться бесконечно. Другая теория предполагала, что Вселенная будет расширяться, остывать, погаснут звезды, галактики распадутся и даже радиоволны устанут бежать по пространству и замрут. И тогда все – полный конец.

Однако в последние десятилетия теория ледяной смерти Вселенной стала подвергаться серьезному сомнению. Прежде всего потому, что исследования позволили предположить, что кроме видимой материи во Вселенной есть еще и невидимая – так называемая «темная материя» и «темная энергия» . Эти сущности влияют на жизнь нашей Вселенной в исключительной степени, потому что видимая материя составляет всего 5% от содержимого нашего мира. И будущее нашего мира зависит от того, как они, эти «темные, невидимые силы» взаимодействуют. Предполагалось, что они, в конце концов, должны преодолеть разбегание видимой материи.

При изучении космоса надо учитывать, что видим мы на Земле мир с задержкой на скорость света, то есть на 300 000 км в секунду. Это значит, что свет Солнца идет к нам около 8 минут, и погасни оно прямо сейчас, мы узнаем об этом только через это время. Свет Веги идет до нас около 30 лет, а от далеких галактик – миллиарды лет. То есть сейчас они совсем другие, мы видим их образ в далекой молодости мира. 

Во Вселенной звезды не всегда тихо догорают. Есть и более эффектная смерть – взрыв так называемой Сверхновой звезды. Сверхновая – это гигантская энергия, которая выделятся практически мгновенно. Яркость этих вспышек соизмерима с яркостью галактик, а характерные формы после взрыва позволяют понять, на какой стадии находится этот катастрофический процесс. Это ярчайший световой маркер в просторах космоса, наблюдая за которым можно оценить, что происходит со средой, в которой он вспыхивает. 

Итак, в 1988 году Брайан Шмидт возглавил группу ученых, которые в 1994 году запустили проект Z Supernova. С ними работал и Адам Рис. Несколько позже начался американский проект Supernova Cosmology, который возглавил Сол Перлмуттер. 

Результаты исследований двух групп ученых ошарашили их самих: оказалось, что Вселенная не замедляет свое расширение, как предполагалось, а наоборот, ускоряется со все возрастающей скоростью. Шведские комментаторы пишут, что это подобно тому, как если бы подброшенный в небо мячик не упал назад, а с ускорением улетел в космос.

Можно ли увидеть в этом открытии практическое значение, или это чистая «наука для науки»? Как геолог, и шире – планетолог, хотел бы обратить внимание на то, что наша планета, как и все остальные, находится под постоянным влиянием во многом неизвестных нам космических воздействий. Что-то мы знаем и даже неплохо, но многие вещи для нас еще достаточно туманны. 

Например, почему периодически проходят по Земле волны землетрясений? Что было причиной грандиозной череды вулканических извержений в конце палеозойской эры, когда вымерло более 75% видов живых существ? Это было еще тогда, когда динозавры были светлым будущим эволюции. Почему в последний миллион лет начались циклические ледниковые периоды? Вопросов не счесть, и многие ответы – там, в космосе. Например, взрыв сверхновой звезды поблизости от нашей солнечной системы не только обольет нашу планету жестким излучением, но и прошедшая гравитационная волна может стимулировать мощные горообразовательные и вулканические процессы, которые превратят нашу жизнь в ад. 

Нобелевские лауреаты 2011 года по физике приоткрыли дверцу в мир, из которого на 95% состоит наша Вселенная. И кстати, и мы с вами тоже. Их исследования дальнего космоса помогает понять мир, в котором мы находимся в этот момент, в этом самом месте.