Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин
С возникновением единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Беларусью появился вопрос: как не навредить отечественному производителю. Как уравнять в конкуренции тех, кто раньше был разделен границами и «самостийным» регулированием? Существует мнение, что белорусская «молочка» качественнее и дешевле российской. Начнем с того, что в Белоруссии производство молочной продукции, по сути, государственное и дотационное. Это означает наличие инструментов по поддержке отечественного белорусского производства, а также постоянный государственный контроль. Поэтому соглашусь насчет качества. В Белоруссии молочная продукция производится из натурального молока, чего нельзя сказать о многих российских производителях, неправомерно использующих пальмовое масло, сухое молоко. Но как сделать так, чтобы российская молочная промышленность на едином теперь рынке не пострадала от демпинга белорусов? Ответ очевиден. Чтобы создать условия, когда и наши, и белорусские производители начнут работать на равных и по цене, и по качеству, необходимо уравнять государственную поддержку в странах. Тем более, это не требует сверхвливаний. Так, увеличение поддержки производителей молока до минимально соизмеримого с Белоруссией уровня обойдется бюджету России в 50 млрд руб. И тогда, во-первых, станет невыгодно производить продукцию из чего-либо, кроме натурального высококачественного молока, и наши производители неизбежно повысят свой качественный уровень. На мой взгляд, необходимо однажды разорвать порочный круг, когда каждый в отдельности действует по принципу: «а что, все воруют, и я буду». Во-вторых, от вложения этих 50 млрд руб. выиграет само государство. Ведь я не предлагаю подарить эти средства. Эти деньги вернутся в бюджет за счет того, что будет расширяться внутреннее производство, расти потребление, увеличиваться объем налогов и, в конечном счете, укрепляться здоровье россиян. Мы собираемся предложить эти и другие меры на рассмотрение руководства страны в ближайшее время, как только начнет функционировать «Агропромышленная ассоциация сельскохозяйственных производителей продовольствия Таможенного союза» (по сути, все это уже предлагало «Союзмолоко», но в другом контексте). Думаю, мы найдем поддержку. Недавно о создании нормальных конкурентных условий на едином рынке между игроками трех стран писал и Владимир Путинв своем проекте интеграционной стратегии для Евразии. К тому же после отставки Алексея Кудрина, можно рассчитывать, что в стране не столько будут отдавать предпочтение накоплению резервов, сколько будут запускать средства в реальную экономику, в производство. «Национальный союз производителей молока» взялся за идею создания единого межстранового неправительственного союза для производителей продовольствия стран Таможенного союза еще летом. Все просто: есть Единое экономическое пространство (ЕЭП) – должно быть и единое регулирование, единые правила. И настолько эти идеи оказалась востребованы самими игроками, что процесс уже почти завершен – учредительные документы Ассоциации будут готовы к 13 октября 2011 года. Новая организация будет объединять не только производителей молочной продукции. В нее войдут производители всех видов продовольствия: от минеральной воды до говядины, как сами, так и через свои отраслевые ассоциации. Учредителями станут порядка 20 участников из разных отраслей агропромышленного сектора России, Белоруссии и Казахстана. Как мы хотим сбалансировать ситуацию с регулированием? Да взять все лучшее, что есть на рынках трех стран, и применить в рамках в Единого экономического пространства. Как в примере с молоком.
Вопросы единого регулирования сейчас стоят особенно остро. Как привести к равновесию налоговую, техническую, законодательную, ценовую и другие составляющие агропродовольственного рынка каждой из стран Таможенного союза? Тем более, что любое государство пытается строить свои рынки, исходя из собственных геополитических предпочтений и экономической выгоды.
Но это все разрешимо. Главное, что теперь есть желание работать на своем собственном рынке, а не стремиться во чтобы то ни стало на европейские. Прошло почти двадцать лет с момента развала Советского Союза, прежде чем большинство производителей поняли, что наиболее перспективный и наиболее емкий – наш собственный рынок, рынок постсоветского пространства. Вот взять, к примеру, производителей молочных продуктов из Белоруссии. Сколько попыток они предприняли, чтобы укрепиться на Западе. Но как в начале 90-х, так и сейчас, их там никто особо не ждет, а большую часть своей продукции они продавали и продают в России.
Сейчас все выступают за стабильное, цивилизованное развитие. Спроси кого-нибудь из бизнесменов, хотели бы они вернуться в более доходные 90-е, и никто не отвечает утвердительно. Так и с новой Ассоциацией: было время, когда все пытались самостоятельно строить свои отдельные рынки, имея под носом единое пространство с огромным потенциалом. Сейчас большинство участников рынка хотят работать вместе, на едином рынке и по единым правилам.