Сегодня, когда повсеместно идут споры о том, стоит ли идти голосовать, или все равно голоса «своруют», Slon.ru предлагает путеводитель по выборам и возможным подтасовкам. Ознакомившись с ним, каждый может сам принять решение, участвовать ли в этом мероприятии. И даже если у вас нет статуса официального наблюдателя за выборами, вы все равно сможете контролировать соблюдение законов на своем избирательном участке:

Путеводитель по выборам

1. До выборов

Власти имеют возможность держать под контролем выборы не только во время избирательной кампании. Инструменты, которыми теоретически может воспользоваться администрация заключаются, в частности:

в «подстройке» избирательного законодательства; в подборе составов постоянно действующих избирательных комиссий; в назначении выборов на «выгодное» для администрации время; в резервировании мест для наружной рекламы.

Избирательное законодательство сначала радикально изменено перед прошлыми парламентскими выборами, в 2005 году. Тогда от смешанной системы власти перешли к пропорциональной, когда голосуют лишь по партийным спискам. Таким образом, в Думу не могут попасть независимые кандидаты. Проходной барьер был увеличен до 7%, чтобы не пропустить малые партии. А в 2009 году была отменена возможность избирательного залога, чтобы кандидатам (или партиям) для регистрации приходилось собирать подписи. Процент допустимого брака в собранных подписях настолько низок, что собрать подписи для партии – действительно трудная задача. Позже был увеличен срок полномочий депутатов и президента, таким образом, выборы стали проводиться реже.

Подбор составов избирательных комиссий. Как правило, членами избирательной комиссии становятся работники школ, больниц и разного рода госучреждений – то есть люди, по своему профессиональному положению сильно зависимые от администрации.

Возможность выбрать «выгодное» время может быть использована по-разному. Скажем, назначение выборов на зиму всегда приоритетнее для власти, потому что в холодное время года снижается уличная активность, а явка, наоборот, выше, чем летом, когда все в отпусках. Кроме того, максимальное сближение по времени парламентских и президентских выборов упрощает задачу по агитации для власти (к марту люди не успеют разочароваться в том, что данные перед декабрьскими выборами обещания не выполнены).

Резервирование мест для наружной рекламы – способ применения административного ресурса. Власти имеют возможность заранее и надолго выкупить все более или менее заметные места и получить преимущество перед оппозицией.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: В России больше 96 000 избирательных комиссий. Это значит, нужно набрать около миллиона человек, а платят им от 1000 до 3000 рублей за день. К тому же надо работать в воскресенье, так что это никому это не интересно. Вообще-то предполагается, что партии должны направлять туда работать своих членов, но их, во-первых, не так много, а во-вторых, многие партии не считают это нужным. В итоге наполнением занимаются местные органы исполнительной власти, а у них везде зацепки – и в госучреждениях, и в поликлиниках, и на предприятиях и т.п. Главой избиркома часто становится один из руководителей местной администрации. Разумеется, влиять на таких членов избиркомов несложно.

2. Старт предвыборной кампании 30 августа

Выборы в Госдуму назначает президент РФ. Решение о назначении выборов принимается не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Указ о проведении декабрьских выборов в 2011 году был подписан Дмитрием Медведевым 29 августа, 30 августа он был опубликован – этим был дан официальный старт предвыборной кампании.

Нарушения могут выражаться:

В предварительной агитации через подконтрольные администрации СМИ

Предварительная агитация – одна из ключевых возможностей применить административный ресурс для партии власти в ходе избирательной кампании. Он становится тем сильнее, чем больший контроль получают власти над телевидением. Уже после парламентских выборов 2003 года Transparency International в своем докладе называла одной из главных проблем злоупотребление админресурсом в области СМИ. И уже тогда пропаганда за «Единую Россию» началась до официального периода агитации. Но и на последующих этапах агитация за партию власти шла вне рамок отведенного для этого законом времени. Речь идет как об упоминаемости партий, так и о контексте, в котором они упоминаются (провластные партии – в позитивном, остальные – в негативном).

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация в ЦИК 9 сентября – 19 октября

Выдвижение кандидатов в депутаты на съезде политической партии проходит не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов в Госдуму. После проведения съездов списки кандидатов для заверения и регистрации передаются в ЦИК. В этом году предвыборные съезды партий прошли с 9 сентября по 25 сентября.
В течение семи дней после подачи списков ЦИК заверяет их либо дает мотивированный отказ. Если партия уже была представлена в Думе предыдущего созыва, ей не требуется собирать подписи, если нет – то для регистрации в качестве участника выборов партии необходимо собрать 150 тысяч подписей. Уже заверили списки «Патриоты России», Яблоко, ЛДПР, КПРФ и «Правое дело», «Единая Россия», «Справедливая Россия» пока только передала документы на заверение.

Возможные нарушения:

Недопущение неугодных партий до выборов  Чиновники совмещают свою работу с членством в избирательном списке

Недопущение неугодных партий до выборов как правило происходит уже на этапе регистрации. В этот раз ЦИК не зарегистрировал следующие партии: «Парнас» (Немцов, Каспаров, Касьянов), «Другая Россия» Эдуарда Лимонова, «Рот Фронт» Сергея Удальцова и партию «Родина — здравый смысл» Михаила Делягина. Главная претензия ЦИК – неверно оформленные подписные листы или фальсифицированные подписи. Подлинность подписей определяет привлеченный ЦИК эксперт, и бывали случаи, когда этот «эксперт» признавал фальшивой даже подпись самого кандидата.

Чиновники совмещают свою работу с членством в избирательном списке По закону, все госслужащие, попадая в избирательный список, должны уходить в отпуск. Речь идет не только о рядовых чиновниках, но и о губернаторах и даже Дмитрии Медведеве, если он собирается идти в списке под первым номером. В действительности же этого никогда не происходит. Еще с 2003 года ОБСЕ отмечала это как одно из главных нарушений, что никак не повлияло на ситуацию в дальнейшем.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: «Фальсификации (нарушения) могут быть во время проведения съезда. Например: партия не уведомила избирательную комиссии о съезде – впрочем, такое на федеральных выборах встречает редко. Могут также проводиться неуполномоченные съезды. Такое произошло, например, с «Правым делом» – есть подозрение, что их съезды были неправомерными.
В этом году последний день подачи документов – 19 октября, к этому времени должны быть собраны подписи. При их сборе могут быть допущены нарушения, подписи могут быть подделаны. Но иногда и наоборот, реальные подписи избирком называет подделанными и на этом основании отказывает претендентам»

4. Предвыборная агитация До 2 декабря

С момента выдвижения списков партии могут вести различную агитационную деятельность: встречаться с избирателями, распространять листовки и проч.
Предвыборная агитация на ТВ и в печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до выборов, то есть с 5 ноября по 2 декабря. «Единая Россия», в прошлый раз отказавшаяся от теледебатов, на этот раз примет в них участие.
Бесплатным эфиром и «печатной площадью» не могут воспользоваться партии, набравшие на предыдущих выборах менее 3% голосов, и их правопреемники.

Возможные нарушения:

Привлечение к агитации чиновников, работников школ, больниц и прочих госучреждений.
Агитация может происходить как в самих госучреждениях, так и посредством использования труда их служащих. Скажем, через разного рода ЖЭКи и им подобные организации устраивается развешивание в подъездах агитации «Единой России» и, наоборот, уничтожение листовок оппонентов.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: Административные инспекции – пожарные, санитарные, налоговые и другие – являются отраслевыми органами исполнительной власти и участвуют «в меру своей компетенции» в выборах. Так, например, во время выборов 1999 году редакция газеты «Коммерсантъ» подверглась тщательной двухнедельной пожарной проверке. Налоговые инспекции особенно тщательно проверяют деятельность бизнеса, поддерживающего «неадминистративных» претендентов. Санитарно-административные инспекции, следящие за внешним видом зданий и сооружений, могут оживиться в период избирательной кампании и начать выписывать штрафы за размещение на стенах домов агитационных материалов. При этом можно быть уверенным в том, что штрафы в основном коснутся «неадминистративных» претендентов. ГАИ может из соображений безопасности движения запретить размещение агитационных материалов на проезжей части или на транспортных средствах. Иногда дело доходит и до прокурорских проверок. Характерен случай, произошедший на выборах губернатора Корякии в 2004 году, когда против действующего губернатора Логунова был выдвинут региональный прокурор Б.Чуев, который тут же возбудил уголовное дело о нецелевом использовании бюджетных средств.

5. ЖеребьевкаДо 3 ноября

Политические партии располагаются в бюллетене в порядке жеребьевки, которую проводит ЦИК не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, сохраняется до окончания избирательной кампании.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: Когда проводится жеребьевка по размещению мест в избирательном бюллетене (первые и последние места более выгодные), то фальсификация может заключаться в том, что какого-то кандидата или какую-то партию просто поместят в самом начале или в самом конце списка. Подобная фальсификация встречается очень часто.

6. Формирование избирательных участковДо 3 ноября

Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, списки избирательных участков публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: На федеральных выборах избирательные участки могут быть сформированы искусствено. Такой вид фальсификации называется Gerrymandering. Это значит, что территории участков нарезаются специальным образом так, чтобы у одного кандидата было приемущество перед другим. У нас плохо составляются списки на избирательных участках, например, забываются дома и строения. Это, скорее, халатность и невнимательность, хотя, по сути, тоже фальсификация: ведь уменьшается общая численность избирателей и, соответственно, в процентном отношении вырастает явка. Что касается формирования комиссий, то их, вопреки закону, формируют органы исполнительной власти, хотя должны образовывать территориальные избирательные комиссии. Это значит, что люди, которые неподкупны и идут на принцип, не смогут участвовать в работе.

7. Публикация партиями предвыборных программДо 13 ноября
Политическая партия, участвующая в выборах, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу по крайней мере в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети интернет и передает в Центральную избирательную комиссию копию публикации и ссылку на программу в интернете.
8. Информирование о времени и месте проведения выборовДо 12 ноября
О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через СМИ или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Тогда же участковые комиссии предоставляют избирателям списки избирателей для ознакомления. Любое заявление избирателя о неточности в списке должно быть рассмотрено в течение суток.
9. Отказ от участия в выборахДо 18 ноября
До этого времени кандидаты в депутаты имеют право передумать и не участвовать в выборах.
10. Изготовление и распространение бюллетенейДо 23 ноября

Бюллетени изготавливаются не менее чем за десять дней до голосования, кроме тех, что были изготовлены для досрочного голосования. Количество избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей. Избирательная комиссия заказывает изготовление бюллетеней полиграфической организации. Лишние бюллетени (при их выявлении) уничтожаются. При передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям производятся их поштучный пересчет.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: В 2006 году в Башкирии помимо официальных бюллетеней было напечатано еще 500 000. И это такой вид прямой фальсификация – изготовление дополнительного тиража, с ним трудно бороться.

11. Публикация социологических опросовДо 28 ноября

Данные социологических опросов и прогнозы результатов выборов прекращают публиковаться за пять дней до голосования, то есть 28 ноября.

Возможные нарушения:

 Манипуляции общественным мнением

Манипуляции с соцопросами – результаты замеров политических предпочтений граждан могут различаться у разных компаний. На полученные в итоге цифры поддержки той или иной партии опросная компания может влиять, выбирая более выгодную формулировку вопроса, структурируя нужным образом выборку. В результате партии имеют возможность выбрать и распространять сведения о том опросе, который предсказывает им больше шансов победить.

12. Прекращение агитации, «День тишины»3 декабря
В ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования прекращается всякая агитация.

Возможные нарушения:


- Использование служебного положения для выхода в эфир

В день тишины телеканалы могут продолжать показывать чиновников от партии власти, нередки видеосюжеты о первых лицах государства, которые сходили на выборы и проголосовали на своем избирательном участке. Таким образом, в СМИ попадают чиновники, которые имеют очевидную партийную принадлежность, что можно считать косвенной и незаконной агитацией. 

13. Голосование4 декабря

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В каждом помещении для голосования должны находиться кабины для тайного голосования, стенд с информацией о политических партиях, биографией и доходах их членов, и судимости. Зал для голосования должен быть оборудован так, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и стационарные ящики для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Избиратель голосует, ставя в бюллетень любой знак в соответствующий квадрат. Кроме того на этих выборах часть избирателей впервые будет голосовать с помощью электронных бюллетеней – вместо бумажных бюллетеней избирателям выдадут штрих-карты для одноразового использования. Касаясь картой сенсорного экрана устройства для электронного голосования, избиратель сможет активировать электронный бюллетень и сделать выбор. Если избиратель уйдет, не нажав кнопку «Подтвердить выбор», следующий проголосовать не сможет, пока председатель комиссии не активирует устройство снова. В таком случае неподтвержденный голос будет засчитан как «испорченный бюллетень».

Возможные нарушения:

Наличие агитации на избирательном участке Недопуск голосующих на участок (практикуется только на Кавказе) Вброс бюллетеней Недопуск на участок наблюдателей или их изгнание Многократное голосование одних и тех же лиц Допуск к голосованию тех, кто не имеет права голоса Отказ принять жалобу со стороны наблюдателей Уничтожение бюллетеней с голосами не за тех, за кого нужно

Чаще всего члены комиссии просто смотрят под конец дня, кто не пришел и, скорее всего, не придет (у них есть данные, кто не пришел в прошлые разы), расписываются за него, а потом вбрасывают бюллетень.

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: Чаще всего используется голосование за других лиц – по сговору с избирательной комиссией человек голосует за тех, кто не придет на выборы. Бюллетень могут просто подменить или подбросить другие бюллетени – с галочками, а те, что упали в ящик, просто изымаются.
Избиратель не может сделать так, чтобы фальсификаций не было. Но лучше всего приходить на выборы за 15 минут до закрытия участка: тогда можно отследить, не успел ли кто-то поставить подпись в его бюллетене. Но даже если он проголосует самостоятельно, то его бюллетень могут заменить или могут испортить, поставив дополнительную галочку.
Очень распространенный тип фальсификации – карусель. Существует два вида такой фальсификации. Одна – это когда надсмотрщик стоит рядом с участком, сам проставляет галочку в нужном месте и дает избирателю, тот бросает бюллетень в урну, а свой бюллетень на выходе отдает надсмотрщику. Наблюдатель на участке, скорее всего, этого не заметит. Второй тип карусели – когда между участками курсируют группы людей, которые, по сговору с комиссией, получают бюллетень за другого человека, расписываются, кладут его в урну и дальше едут на другой участок.
Случается также, что человек получает открепительное удостоверение и отдает его заинтересованному лицу – а по такому удостоверению легче проголосовать. Конечно, удостоверение является именным, поэтому тут действуют по сговору с людьми из избирательной комиссии.

14. Подсчет голосов

Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до подведения его итогов. После окончания голосования неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются (отрезается левый нижний угол). В первую очередь считают бюллетени в переносных ящиках для голосования, затем в стационарных ящиках после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Бюллетени раскладываются по голосам избирателей, поданным за каждую партию, одновременно отделяются недействительные избирательные бюллетени, затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой пачке. Бюллетени считают путем перекладывания их по одному так, чтобы наблюдатели могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Далее бюллетени упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, на каждой пачке указываются число бюллетеней в ней и название партии. После подсчета голосов составляется протокол об итогах голосования, который незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления.

Возможные нарушения:

Изменение протокола на участке Вброс бюллетеней, которые не были в урне Умышленно неверный подсчет Подмена протокола при передачи в территориальную избирательную комиссию (ТИК)

Чаще всего вбрасывают бюллетени именно при подсчете, особенно если наблюдатели не слишком внимательны, если они вообще есть. Нередки случаи, когда в ТИК привозится не тот протокол, что был на участке – и, хотя это легко доказуемое уголовное нарушение (у наблюдателей-то сохраняется копия протокола), такая практика распространена. Подмена может осуществляться и в самом ТИКе, и это проще всего, если нет независимых наблюдателей (в южных республиках, особенно, например, таких, как Чечня, это легко себе представить).

Председатель «Межрегионального объединения избирателей» Андрей Бузин: Протокол подсчета может быть изменен. В Москве и Подмосковье это часто используемый вариант, когда фальсифицируются протоколы, а не бюллетени. Используются также прямые вбросы: просто берут и подкладывают бюллетени с отметками во время подсчета. Случается, что бросают прямо в ящик (это видно, когда целые пачки лежат ровные после вскрытия урн), но это более опасно, скорее нужные бюллетени вбрасываются прямо на стол – при подсчете. В Казани такой процесс давно запущен. Недавно следственные органы обнаружили такое нарушение.

Подведение итоговДо 24 декабря

На основании протоколов участковых избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия после проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования подводит итоги выборов на соответствующей территории. Протокол с результатами голосования направляется в избирательную комиссию субъекта РФ, где, после сбора данных со всех территориальный комиссий, также составляется протокол, который направляется в ЦИК. Официально ЦИК оглашает окончательные итоги выборов в течение трех недель со дня голосования. 31 августа 2011 года ЦИК РФ утвердила дату подведения итогов выборов – не позднее 19 декабря 2011 года, их публикация – не позже 24 декабря.

В Госдуму проходят партии, преодолевшие 7%-ный барьер; также партии, набравшие более 6% голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5% голосов, получат по 1 мандату.

Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.