Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Судный день современной украинской истории начался банально – с пробок на Крещатике. Главную улицу, на которой находится Печерский суд, сторонники Юлии Тимошенко перекрывали постепенно, но уверенно. Как выяснилось позже, у суда с обеих сторон собралось около 6000 человек. Ни драк, ни потасовок, которыми накануне глава МВД пугал общественность, не было. 

Все шло своим чередом. Депутаты БЮТ, по сложившейся за несколько последних месяцев традиции, перекрикивали митингующих в поддержку власти в мегафоны, а сочувствующие лидеру оппозиции бабушки стыдили бритоголовую молодежь, взывая к совести. Вокруг пожилых дам бегали до зубов вооруженные силовики в масках и нагоняли страх.

Тем временем в зале суда Тимошенко радовала журналистов новыми пассажами о президенте. Еще до оглашения приговора она успела напомнить Януковичу о его преступном прошлом, заявив, что «шапку Мономаха нельзя украсть, как ондатровую шапку, нужно авторитет завоевывать своими поступками…». 

Самой Тимошенко было не до смеха. После СИЗО она выглядела уставшей, а скорбные лица сидевших рядом мужа и дочери только усиливали тяжелое впечатление. Чтобы не смотреть на судью Родиона Киреева, она то ли читала что-то в айпаде, то ли прощалась с любимым девайсом. 

Остальные слушали докладчика с интересом. И хотя с самого начала суд заявил, что считает Тимошенко виновной, многие все еще надеялись, что в тексте приговора появится какая-то деталь, формулировка, зацепка и Юлю не посадят. Но ближе к середине стало понятно, что ничего такого Киреев уже не скажет. 

Все показания свидетелей в пользу подсудимой суд назвал «не заслуживающими доверия». О том, что дело близится к финалу, всем присутствующим дала понять сама Тимошенко. В какой-то момент она просто встала и, перекрикивая Киреева, начала говорить, что не собирается прекращать борьбу и что в конце концов Украина будет европейским государством. Приговор последовал буквально сразу. Тимошенко получила 7 лет тюрьмы и запрет занимать госдолжности в течение трех лет.

Зал суровое решение воспринял спокойно. Ни Тимошенко, ни дочь с мужем не удивились. Очевидно, о сроке они узнали заранее. Другое дело – менее посвященные, но заинтересованные в деле политики и журналисты. Уже через несколько секунд украинский интернет буквально разорвало. «Сволочи», «жесть», «не верю», – тут же откомментировали горячую новость на Facebook известные журналисты.

Добавить к этому практически нечего. За несколько месяцев о перспективах дела Тимошенко было написано все: и о рисках ее ареста для власти, и о возможном жесткой реакции Европы, и даже о виртуальных конфликтах из-за оранжевой принцессы с Кремлем. Тему так замусолили, что к приговору свежих мыслей не осталось. 

Осталась только одна аналогия. Дело Тимошенко для украинцев стало такой же проверкой власти, как для россиян – выдвижение единороссами единого кандидата в президенты. В Киеве все тоже надеялись, что «регионалы» не так просты. Да, один раз здорово ошиблись, не подумали, но со временем-то должны были одуматься. Ведь ездил же Янукович в США, общался с еврокомиссаром Фюлле, слышал, что даже наивные и непосвященные в нюансы украинской политической жизни европейцы уверены, что процесс против Тимошенко – политическая расправа.

Многим хотелось верить, что эти предупреждения власть услышала и поняла. Что Янукович еще всех удивит, а закрепившееся за «регионалами» прозвище Даунецкие станет неактуальным. Но вышло так, как в России: всех перехитрила власть. Янукович остался тем же, каким и был в 2004 году на Майдане. Тогда он говорил об электорате Ющенко, как о «козлах, которые мешают нам жить», и, судя по последним событиям, точно так же говорит сейчас. А хороший костюм, разговорный английский, обещания стать президентом всей страны – это украинский аналог несуществующего конфликта между Медведевым и Путиным.

Но если российский тандем уже гарантировал себе как минимум 6 лет президентства, то Януковичу зайти на второй круг после сегодняшних событий будет сложно. Теперь разочаровавшийся после 2004 года «оранжевый» электорат опять активизируется. Ему даже на руку, что Тимошенко, антирейтинг которой был самым высоким в стране, на время выпала из обоймы. Освободилось место для нового единого кандидата от оппозиции. Кто он – пока неизвестно. Возможно, лидер «Фронта змин» Арсений Яценюк. В любом случае, свято место Тимошенко пустым не останется. Туда придет кто-то, и его Януковичу либо придется опять сажать, либо бороться другими методами. Хотя власть таких, похоже, не знает.