Фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович
Год назад Сергей Собянин занял должность мэра Москвы. Одна из главных проблем, с которой он собирался бороться – пробки. Чиновники опубликовали план первоочередных действий; запретили парковаться на некоторых центральных улицах; организовали места для парковки; установили и включили электронные табло с информацией о пробках. На некоторых магистралях уже работают реверсивные светофоры. Сделана ставка и на общественный транспорт: в скором времени он будет ездить по специальным полосам, и водители, по задумке, пересядут из авто в троллейбусы и автобусы. Но случилось ли так, что дороги, благодаря этим мерам, стали свободнее? Slon решил разобраться и попросил аналитический центр «Яндекс.Пробки» сравнить лужковский сентябрь с сентябрем собянинским, а потом поговорил с автомобилистами и пассажирами общественного транспорта о том, стало ли хоть кому-нибудь проще ездить по дорогам Москвы.
В целом ситуация в сентябре 2011 года была сложнее, чем в сентябре 2010 на 15–20%
По наблюдениям за один месяц нельзя делать однозначных выводов об общих тенденциях, однако можно с уверенностью сказать, что осенний сезон 2011 начался для автомобилистов заметно сложнее, чем в прошлом году.
Обычно понедельник – самый свободный из будних дней. В более свободное летнее время по понедельникам загруженность почти на 30% меньше, чем в другие будние дни, а с наступлением сложного зимнего периода понедельник догоняет по загруженности остальные дни, и разница сглаживается до 5%. Если в сентябре 2010 года загруженность понедельника была на 29% меньше, чем в остальные будние дни, то в сентябре 2011 году понедельники были лишь на 16% свободнее других будних дней.

Особенно сильные пробки сейчас во второй половине дня. В сентябре 2011 года Садовое и Третье транспортное кольцо несколько раз вставали в сплошную пробку, притом, что в сентябре 2010 года этого не наблюдалось: в прошлом году подобные явления происходили лишь в снежные дни.
| Автомобилисты |
Иларион Демчиков, руководитель IT-отдела.
Маршрут: Пункт А – Перекресток Ленинского и Ломоносовского проспектов → пункт Б – Ленинградский проспект (метро «Водный стадион»)
«Мне повезло, потому что у меня, в отличие от тех, кто живет в Люблино или в Марьино, всегда есть пути объезда. Тем не менее, я вижу, что ездить стало гораздо сложнее. Мне кажется, что виноваты полосы для автобусов. Нужно было прокладывать такую полосу на дублере Ленинского проспекта, а не на самом проспекте. Если раньше я добирался из пункта А до пункта Б в среднем за 45–50 минут, то сейчас дорога занимает уже 70 минут (выезжаю из дома примерно 8:30–9:00). Год назад обратный путь я проезжал за час, теперь трачу на него 1,5 часа (выезжаю в 18:00). На прошлой неделе пробки были такими сильными, что пришлось бросить машину в центре и сесть на метро. Тем не менее, я не готов пересесть на общественный транспорт окончательно. По городу на большие расстояния удобнее передвигаться на машине. Самый загруженный день, на мой взгляд, – это понедельник и пятница».
Александр Цветков, IT-специалист
Маршрут: пункт А – Одинцово → пункт Б – Котляковская улица (Минское шоссе, пересечение с МКАД, Можайское шоссе, Кутузовский проспект ТТК, Варшавское шоссе, Каширское шоссе).
Чтобы доехать до работы (я езжу к 8 утра), я трачу сейчас 1 час 10 минут, обратно – 1,5–2 часа (выезжаю после 17:00). При этом год назад доезжал за 40 минут туда, а обратно еду теперь минимум 2 часа. Самое сложное для меня место – это Минское шоссе перед МКАДом, оно почти всегда полностью стоит. Вечером на Варшавском шоссе в сторону центра тоже почему-то ехать трудно, думаю, потому что отсутствуют нормальные развязки. Плохая развязка еще на съезде с ТТК на Варшавку: слишком близко расположен съезд и заезд на ТТК, плюс постоянно делают ремонт, меняют асфальт – во время рабочего дня, а не ночью. Самый плохой для меня день – вторник, простой – понедельник.
Марина Волкова, дизайнер
Маршрут: Пункт А – Проспект Вернадского → Пункт Б – Ленинградский проспект (метро «Сокол» (через ТТК)
По-моему, ситуация не изменилась. Год назад, когда я ехала из пункта А в пункт Б, тратила на это 1 час (выезжаю в 12:00), как и сейчас, и чуть меньше обратно – я ухожу с работы около 20:00–20:30. Но скоро на проспекте Вернадского заработают полосы для автобусов (пока что на них все паркуются), тогда ситуация может измениться: дорога же станет уже. Еще, когда на ТТК происходит авария, то начинается, конечно, труба, встает абсолютно все. Тогда я трачу на путь на 40–50 минут больше. Самый простой день для меня – это понедельник, самый сложный – среда.
| Пассажиры |
Александр Тугунов, механик по звуку в Учебном театре при Театральном институте им.Бориса Щукина
Маршрут: Пункт А – Можайской шоссе (2 километра за МКАД) → пункт Б – станция метро «Славянский бульвар»
Я всегда добираюсь на автобусе из пункта А в пункт Б за 40 минут, при условии, что это не глухая пробка, движение не перекрыто – например, не едет опаздывающий Путин. Но с уверенностью могу сказать, что в новом сезоне, особенно последнюю неделю, ездить стало сложнее, минут на 15 дольше выходит. Причины разные. Одно дело, когда просто пробка, а другое – когда из-за пробок изменяется график движения у автобусов, тогда я трачу время не только на то, что стою в пробке, но и на то, что могу по целому часу ждать автобус. Год назад на обратный путь я всегда тратил минут 20 (езжу поздно вечером). Но сейчас чинят дорогу, открыта одна полоса – и стоит все намертво даже ближе к ночи. Вообще, у меня ощущение, что в Москве наступил коллапс. И я не верю, что полосы для автобусов чем-то мне помогут: потому что на моем маршруте полоса будет заканчиваться за квартал до МКАД, то есть я все равно встану в пробку, а автобусы, застрявшие в пробке, не будут приходить по расписанию.
Елена Глебова, менеджер по рекламе
Маршрут: пункт А – улица Обручева → пункт Б – метро «Проспект Вернадского»
Я езжу по этому маршруту регулярно – вот уже лет пять. С утра приходится тратить лишнее время, примерно 10–15 минут вместо 5–7 (еду на автобусе в 9:30), а обратно уже проще, так как возвращаюсь около 21:00 часа. Не заметила, что пробки стали больше или меньше. На мой взгляд, они такие, как и были год назад. Жду, когда запустят полосу для общественного транспорта, надоели пробки.
Ольга Алексеева, работает в сфере PR
Маршрут: Пункт А – Мосфильмовская улица → пункт Б – метро «Киевская»
Раньше вся дорога занимала у меня 40 минут, даже если Мичуринский проспект был сильно загружен (около 10:30 утра). А вот обратно (около 19:30) приходилось ехать гораздо дольше, около часа – все из-за пробки на Бережковской набережной до ТТК.
Зато после того как была введена система с отдельной полосой для наземного маршрутного транспорта, мне стало гораздо проще. Конечно, дорога до «Киевской» занимает примерно то же время, но вот зато обратно я доезжаю (засекала специально) за 17–18 минут. Пробка на набережной осталась такой же, зато теперь троллейбус едет с максимальной скоростью, а машины как стояли, так и стоят. И не скажу, что троллейбус пустой, пассажиров в это время прилично.
Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «По моим данным, в Москве за последний год стало на 300 000 машин больше. Это значит, что весь автопарк увеличился на 10%. При этом средняя скорость авто – 20 км/ч. То есть в «банке» воды стало больше, а сама она не увеличилась. Многие принимаемые меры – это маленькая часть огромной конструкции, которая еще не достроена. Дом этот не достроен. А ругаться, что в недостроенном доме еще не провели свет и канализацию, рановато. Но, вообще, надо приучаться к другому транспортному поведению. Ни один город мира, с гораздо лучшей дорожной сетью, не работает так, чтобы обыватель мог ездить в центр каждый день на автомобиле и мог бесплатно парковаться там».

