Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Сергей Коньков

Потребители впали в пессимизм. ВЦИОМ отметил, что оценка экономического положения страны населением в сентябре резко ухудшилась. Холдинг «Ромир», также занимающийся социологическими исследованиями, посчитал: 53% россиян ждут второй волны кризиса. Год назад их доля была на 15 п.п. меньше. Такой настрой сразу же сказался на потребительских настроениях. Первой из публичных ритейлеров о снижении темпов роста продаж призналась X5 Retail. Несмотря на в целом неплохие итоги за 9 месяцев 2011 года (выручка выросла на 40%) именно в сентябре компания сбавила обороты и темпы прироста продаж упали до 32%. Но, главное: на 4% сократился покупательский трафик в сопоставимых магазинах, причем этот эффект коснулся всех форматов. Иными словами, люди стали меньше ходить за покупками даже в дешевые «Пятерочки» и «Карусели». В IV квартале рост валовой розничной выручки может снизиться до 20%, рассчитал генеральный директор компании Андрей Гусев. В X5 главной причиной происходящего назвали снижение потребительской активности, которое до конца года только усилится. Но тогда эти разговоры еще можно было списать на проблемы в отдельно взятой сети. Тем более, данные Росстата выйдут только во второй половине октября. Но вот отчитался другой публичный ритейлер – «О'кей». У него оказались те же проблемы с трафиком (количество чеков снизилось на 0,8%). Наконец, вчера отчиталась ресторанная сеть «Росинтер»: в первый осенний месяц число посетителей IL Patio и «Планеты Суши» снизилось больше, чем на 5%. Кстати, это еще неплохо, ведь в период нестабильности потребители отказываются от развлечений в первую очередь. Наконец, в пользу сокращения потребления в целом по стране говорят сентябрьские данные «Магнита». В кризисных 2008–2009 годах покупатели, наоборот, всем форматам предпочитали его дискаунтеры. А в III квартале 2011 года даже у «Магнита» случился отток покупателей. Обычно, осенью и в конце года у розницы наступают самые горячие дни – растет покупательская активность по всем направлениям: от продуктового, до сувениров и бытовой техники. Тем неприятней нынешние данные о падении трафика.

Как сети теряли покупателей Показатель прироста числа покупателей (LfL, III квартал 2011 года), %

* в сентябре 2011 года