Apple открыла App Store летом 2008 года. Скоро в прессе стали появляться первые истории успеха – рассказы о разработчиках, которые фактически в одиночку зарабатывали миллионы долларов, создавая хиты в подвале своего дома. С тех пор рынок повзрослел. В этом году доходы магазинов мобильных приложений должны достигнуть $25 млрд.
Однако больше половины от этой астрономической суммы осядет в карманах пары десятков компаний. Поэтому порой кажется, что чарты американского App Store могут не меняться месяцами. Там всегда более или менее одинаковый круг лиц – WhatsApp, Angry Birds, Clash of Clans, Pandora... Первые места в топах гарантируют им высокий трафик и выручку, а высокий трафик и выручка – первые места в топах. Замкнутый круг, который очень непросто разорвать.
Одновременно сотни тысяч эппов пребывают в гетто, скрытые от внимания широкой публики. Иногда некоторым из них удается совершить прорыв наверх, заработать миллионы и попасть в The New York Times. Это случается не так уж и редко, но и не слишком часто. Многие действительно отличные сервисы никогда не попадаются на глаза потенциальным пользователям. В этой связи часто рассуждают о том, что логика App Store недостаточно благоволит новым девелоперам. Механизмы продвижения классных эппов развиты плохо, а поиск и вовсе работает откровенно чудовищно.
Однако я не думаю, что в самой Apple все это считают такой уж колоссальной проблемой. Рискну даже предположить, что там легко могли бы подкрутить App Store таким образом, чтобы перераспределить доходы в пользу среднего класса мобильных разработчиков. Но, я уверен, что именно подобная диспропорция позволяет Apple продолжать поддерживать столь высокий уровень качества своей экосистемы. И в Apple это прекрасно понимают.
В популярной книге «Фрикономика» есть отличная глава, которая называется «Почему торговцы наркотиками продолжают жить со своими родителями?» В ней препарируется экономика банды, торгующей крэком в Чикаго. Профессия наркодилера – определенно одна из самых опасных в мире. Вероятность того, что тебя убьют или посадят за решетку, зашкаливает. При этом зарплата рядового члена банды значительно ниже минимальной в США. Несмотря на все эти обстоятельства, от желающих продавать наркотики нет отбоя. Почему? Потому что главари банд получают такую огромную зарплату, что ей позавидовали бы многие юристы и хирурги. Хрупкий шанс дослужиться до высоких рангов перевешивает для рядовых наркодилеров все прочие риски.
Разработчики мобильных приложений крайне похожи на торговцев крэком. Славу и миллионы получают единицы, но их успех подстегивает остальных.
Если Apple лишит сверхдоходов топовых разработчиков, создание хитов станет ощутимо менее рентабельным. Соответственно понизится мотивация для всех остальных.
Можно провести и другую аналогию – Голливуд. На каждую суперзвезду там приходится тысяча актеров, которые живут в домиках на колесиках и готовят бургеры в придорожных забегаловках. Они все инвестируют свою жизнь в кино ради призрачного шанса стать новым Райаном Госслингом или Дженнифер Лоуренс. Если им это удастся, выигрыш будет колоссальным.
Точно так же все хотят придумать новый WhatsApp или Angry Birds. Их раскрутка позволяет Apple поддерживать длинный хвост значительно менее успешных, но зачастую не менее качественных сервисов. Миф о срывающих неправдоподобный джекпот приложениях критически важен для всей мобильной экосистемы, точно так же как миф о роскошной жизни актеров – для Голливуда.