Фото: REUTERS/Vladimir Pirogov

Каждая кухарка | Проигрыш юга и национализма | За честные и безопасные выборы | Отношения важнее денег
Легко после того, как что-то произошло, утверждать, что ты предвидел это заранее, не спорю. Но, согласитесь, чертовски приятно знать, что ты был прав, и все случилось так, как ты думал. Значит, часть твоей жизни прошла не совсем бесцельно, не зря ты мотался по горам и городам своей страны, от заштатных горных аулов до замусоренной столицы, общался с ее жителями, простыми колхозниками и не ушедшими от них слишком далеко в развитии так называемыми политическими лидерами.
Алмазбек Атамбаев, действующий премьер-министр Киргизии, одержал уверенную победу в первом туре президентских выборов. Его противники, желавшие вновь вернуть республику к президентской форме правления, остались далеко позади, не получив даже 20% голосов пришедших на участки избирателей. Честно скажу, впервые за 10 лет моего участия в выборах я доволен их результатами. Я не голосовал за господина Атамбаева, и он мне не нравится, но остальные не нравятся мне еще больше. Голосуя за Атамбаева, народ голосовал не за пресловутое «светлое будущее», а за то, чтобы нынешнее непростое полунищее настоящее кыргызстанцев не стало еще более безотрадным.
Приведу в качестве примера членов моей семьи. За то время, пока Атамбаев был главой кабинета министров, пенсия моей бабушки и пенсия по потере кормильца моего кузена выросли довольно ощутимо: на сумму от 15 до 50$. Это существенно отличается от «косметических» повышений его предшественников. Конечно, дефицит бюджета, прогнозируемый в сумме 20 млрд 795,9 млн сомов огромен, но в республике за время независимости никогда и не было профицита госбюджета. Народ это не беспокоит, он знает, что поможет стране существовать дальше, но об этом расскажем чуть ниже.

КАЖДАЯ КУХАРКА


Начало предвыборной кампании в Киргизии было похоже на юмористическое шоу. Только кандидатов в президенты в пятимиллионной (по официальным данным) республике нашлось 82 человека. Ровно столько граждан подали свои документы в ЦИК. В этот список наряду с политиками и известными людьми умудрились затесаться даже никому не известные сельчане и безработные, оказавшиеся впоследствии неспособными оплатить установленный законом взнос в 100 тысяч сомов (около $2250). И так уже печально знаменитая республика еще раз прославилась на весь свет, став мишенью шуток и издевательских ремарок различных СМИ, особенно российских. Хотя после истории с Михаилом Прохоровым, а особенно после крестового похода в президенты Ивана Охлобыстина россияне заметно приуныли: оказалось, что не в одной только Киргизии выборы можно превратить в фарс.

Фото: REUTERS/Shamil Zhumatov

В обществе столь высокое количество кандидатов вызывало недовольство: «Опять мы перед всем миром опозорились», – говорили граждане. А безработные, вознамерившиеся возглавить страну, искренне недоумевали, чем они хуже Аскара Акаева, Курманбека Бакиева и своих менее известных оппонентов. Трудно что-то возразить этим неискушенным людям: слова о необходимости образования, знаний, опыта руководства на фоне полуразложившегося государства никак не выговариваются. Однако большинство «левых» кандидатов отсеялись сами собой, не выдержав предвыборных испытаний. Из оставшихся 23 претендентов семеро сняли свои кандидатуры фактически перед самими выборами, поэтому их фамилии на избирательных бюллетенях пришлось вычеркивать вручную. Удивляет, что один представитель «великолепной семерки» – Нариман Тюлеев – последний бакиевский мэр Бишкека, ныне депутат парламента, добровольно снял свою кандидатуру после победы в суде, где он обжаловал решение ЦИК о снятии его кандидатуры. Киргизские парадоксы. Другие кандидаты, дошедшие до провального конца, не проводили широкой агитации, демонстрируя нулевую активность и свое явное нежелание получить хоть какие-то голоса избирателей. С самого начала предвыборной гонки, фактически стартовавшей еще в мае, были известны ее лидеры: Алмазбек Атамбаев, Камчибек Ташиев и Адахан Мадумаров.

ПРОИГРЫШ ЮГА И НАЦИОНАЛИЗМА

Два проигравших кандидата являются выходцами с Юга республики, Ташиев – уроженец того же Сузакского района Джалал-Абадской области, что и Курманбек Бакиев. Уже это ставило изначально жирный крест на возможном президентстве этого кандидата. После кровавого апреля 2010 года кыргызстанское общество не захочет видеть своим лидером очередного выходца из Сузакского района. Если бы Ташиев действительно заботился о благе страны, он не стал бы разыгрывать региональную карту, противопоставляя себя северянину Атамбаеву. Узурпация власти южанами при Бакиеве чуть не расколола страну надвое, до сих пор выходцы из Джалал-Абада могут столкнуться в Бишкеке с негативным отношением к себе. Но происхождение не единственная ахиллесова пята Камчибека Ташиева. Не менее плохую службу ему сослужил собственный язык. В своем печально знаменитом интервью прошлого года он умудрился сделать своими врагами не только представителей всех нетитульных наций Киргизии, но и всерьез порассуждать на тему возможной войны между Киргизией и Китайской народной республикой. Наивно думать, что после призывов к установлению абсолютной гегемонии титульной нации в Киргизии 46% от общего количества (по данным киргизоязычных газет) избирателей некиргизской национальности решат проголосовать за господина Ташиева. Кроме того, Ташиев слишком навязчиво, по поводу и без оного, подчеркивал тот факт, что он простой парень от сохи, что не могло не напрягать многих представителей киргизской интеллигенции. Это ошибка не только самого Ташиева, но и всей его команды, продемонстрировавшей в ходе предвыборной кампании чрезвычайно низкий уровень. Я знаю людей, которые собирались голосовать за Ташиева, но изменили свое мнение, ознакомившись с его агитационными материалами. Таким образом, кандидат задолго до выборов лишил себя голосов части электората, а также сделал невозможной поддержку своей кандидатуры со стороны внешних сил. Ни России, ни Казахстану, ни Китаю, ни Узбекистану президент Ташиев не нужен. Адахан Мадумаров – еще один противник Акаева, ставший после мартовского переворота 2005 года сторонником Бакиева. Будучи госсекретарем, он безуспешно пытался создать национальную идеологию, потом некоторое время посидел спикером парламента и был благополучно списан Курманбеком Бакиевым, умевшим вовремя избавляться от использованных по полной программе сподвижников. Мадумаров, конечно, человек более адекватный чем Ташиев, но в пору буйной молодости он как-то выдал фразу, смысл которой можно было свести к формулировке «Киргизия для киргизов». И хотя с тех пор прошло немало лет, и сам политик заметно эволюционировал, но фразу ему не забыли. Адахан Кимсанбаевич давно не рад подобной памятливости, но ничего поделать не может. Как известно, слово не воробей. Однако среди образованных представителей титульной национальности южных областей Киргизии Мадумаров, учитель истории и бывший журналист, пользуется определенной популярностью.

ЗА ЧЕСТНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ ВЫБОРЫ

Планировалось, что предвыборная кампания будет «самой честной» в истории независимой Киргизии. Поначалу так и казалось. ЦИК раструбил в СМИ о том, что все списки избирателей будут проверены, причем неоднократно. Это, дескать, лишит участковые комиссии возможности заработать на продаже кандидатам голосов «мертвых душ». Выверенные данные послужат основой для списков на следующих голосованиях. Всем желающим предлагалось проверить наличие себя в списках избирателей на сайте ЦИК до 20 октября. Для широкого оповещения народных масс задействовали компанию Beeline, абоненты которой получили по два СМС (на русском языке) призывающие отыскать себя в списках. Многочисленные бестолковые и надоедливые социальные ролики, призывающие прийти на участки 30 октября, мелькали на экранах телевизоров чаще, чем предвыборные ролики кандидатов, под копирку демонстрировавших, какие они хорошие и патриотичные парни. Однако, несмотря на все старания, в очередной раз азиатская лень, безалаберность и непросвещенностью одержали победу над благими намерениями. Вечером перед выборами я зашел на сайт ЦИК и не нашел четверых своих знакомых, проживавших в одном районе, в списках избирателей. Их не внесли в списки, несмотря на то, что они всю жизнь прожили по одним и тем же адресам. Хотя другая участковая избирательная комиссия явно постаралась навести порядок в своих списках, удалив целый ряд знакомых мне граждан России, давно покинувших территорию КР, но стабильно продолжавших участвовать в выборах и референдумах. В преддверии выборов много говорилось об активизации различных террористических и экстремистских организаций. В первой декаде октября отечественные спецслужбы убили и арестовали очередных «международных террористов». Как обычно, было объявлено о переводе сотрудников правоохранительных органов на усиленный режим несения службы. В реальности же избирательные участки Юга Киргизии представляли собой самое благодатное для террористов место.

Фото: REUTERS/Shamil Zhumatov

С неизвестной целью был нарушен годами установленный порядок голосования. Раньше избиратели голосовали по номерам, теперь их заставили голосовать по буквам. Каждый член избирательной комиссии сидел на определенной букве, но при этом нужных списков у него не было. Это создавало ненужное столпотворение. Моя спутница, фамилия которой начиналась на букву Х, прошла весь алфавит от А до Я, прежде чем где-то на букве М с третьего раза отыскала себя. Мне повезло больше: я оказался в списке на букву «С», однако член комиссии разглядела мою фамилию лишь со второго раза и после того, как я ткнул в список пальцем. Представьте себе зал, с одной стороны которого сидят члены комиссии, с другой многочисленные наблюдатели, между ними копошатся сбитые с толку избиратели. Прекрасное место для террориста, даже не смертника. Слава Аллаху, в ходе выборов ничего не случилось, но это свидетельствует не о работе спецслужб и милиции, а об отсутствии в реальности этих самых «международных террористов». Уморительно в ходе этих выборов выглядела маркировка избирателей. Заранее было объявлено, что маркировка будет проводиться несмываемыми чернилами, в реальности для этих целей использовали обычные маркеры. Раньше на входе стояли люди со специальной аппаратурой, проверявшей наличие маркирующего средства на руках избирателя. На этот раз член комиссии просто посмотрел на мои пальцы и пустил вовнутрь. Моя спутница оттерла «несмываемые» чернила с пальца сразу же после выхода с участка, я же, придя домой, сделал фотографию и лишь после этого помыл руки. После этого можно было сходить на выборы еще раз: никаких следов маркировки на пальце не осталось.

ОТНОШЕНИЯ ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ

Высока была в ходе выборов явка кыргызстанских узбеков. События, происходящие в Киргизии после апреля 2010 года, заставляют прежде аполитичных узбеков активно включаться в избирательный процесс. Выбор у них небольшой. Пуля в голову, сгоревший дом, издевательства силовиков, бегство в Россию или избирательная урна. Потеряв несколько сотен, а может, тысяч человек, живущие среди горелых развалин кыргызстанские узбеки, наконец, поняли, в чем состоит прелесть выборной демократии. Для них Атамбаев – человек, лично не причастный к июньским погромам 2010 года, – более приемлем, чем земляки Ташиев и Мадумаров. Узбеки, заполнявшие мой избирательный участок, не выглядели напуганными и дезориентированными, они осознанно пришли на выборы, несмотря на страшилки, распространяемые узбекской службой «Голоса Америки». Такую же ситуацию можно было наблюдать и на других участках, расположенных в заселенных преимущественно узбеками городских районах. Так почему же победил Атамбаев? Население Киргизии мало беспокоится по поводу пустоты госбюджета. Отсутствие в стране денег не беда, важнее правильно выстроить отношения с соседями. Когда станет совсем невмоготу, Атамбаев съездит в Москву, попросит у Путина денег, и Россия, щедрая душа, поможет братской Киргизии взамен на таможенный или какой там еще союз. Или просто на обещания мира и вечной дружбы. Зато в России, где накануне выборов модно стало рассуждать о прелестях национализма, будет любопытно узнать, что в Киргизии на выборах победил наименее националистически настроенный кандидат.