Фото: AFP/ic / Imaginechina
История повторяется. 14 сентября 1959 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев прилетел в Вашингтон с моделью «Луны-2», которая за несколько часов до этого впервые достигла лунной поверхности. 3 ноября 2011 года председатель КНР Ху Циньтао прибывает в Канн на встречу G20, фигурально выражаясь, на крыльях беспилотного корабля «Шэньчжоу-8», который за несколько часов до этого должен состыковаться с лабораторией «Тяньгун-1».
Будет ли стыковка успешной? Скорее всего, да. Она готовилась в общей сложности 16 лет, если отсчитывать с того момента, когда 805-й институт Шанхайской исследовательской академии космической техники начал работу над китайской версией стыковочного узла АПАС-89. Но главные проблемы в общем-то не с ним: сложная многоэтапная схема сближения, где последовательно работают наземные средства, бортовые радиотехнические и оптические системы, где нужно совместить оси стыковочных узлов двух объектов со смещением не более 18 см и свести два восьмитонных объекта с относительной скоростью, не превышающей 20 см/сек, – вот главная проблема полета. Конечно, «по кусочкам» Китай все это отработал, но критерий тщательности и полноты этой отработки – летный эксперимент.
Да еще в автомате! До сих пор такая задача была решена только двумя космическими державами: Советским Союзом и Европейским космическим агентством. Соединенные Штаты все свои пилотируемые корабли сводили и стыковали исключительно в ручном режиме (это было осознанное решение). Их единственный эксперимент по сближению на орбите двух раздельно запущенных космических аппаратов закончился неуправляемым столкновением. Япония находится в шаге от заветного результата, уже продемонстрировав сближение автоматического грузового корабля со станцией до нескольких метров с дальнейшим ручным захватом с помощью манипулятора. Кроме того, Япония, США и Швеция провели успешные эксперименты по повторному соединению в полете двух частей одного аппарата, запущенных вместе и разделившихся уже на орбите.
Стыковка с «Тяньгуном-1» беспилотного корабля «Шэньчжоу-8», а затем и двух пилотируемых кораблей, будет серьезным шагом на пути развития китайской пилотируемой программы. Кстати, в силу политических обстоятельств она сейчас развивается автономно от общей пилотируемой программы США, России, Европы, Канады и Японии. Цели Китая пока не идут дальше создания модульной орбитальной станции немного меньше нашего «Мира». Соответствующее решение принято в сентябре 2010 г. со сроком реализации в 2020 г. На пути к этой наиболее отдаленной цели Китай планирует запустить еще две лаборатории «Тяньгун» с последовательным наращиванием массы, объема, сложности систем и продолжительности работы, и направить к ним ряд космических кораблей с китайскими космонавтами. И, возможно, представителями стран-союзников, таких как Пакистан или Таиланд.
Китайская пилотируемая программа реализуется исключительно медленно и экономно. Каждый из трех состоявшихся пилотируемых полетов (в 2003, 2005 и 2008 гг.) решал строго очерченный круг задач, которые затем уже не повторялись: человек в космосе, экипаж в длительном полете, выход в открытый космос. Цель четвертого полета (2012 г.) – стыковка и кратковременная работа в космической лаборатории. Всего за 19 лет реализации, с 1992 по 2011 г., на пилотируемую программу пошло 35 млрд юаней или... $5,5 млрд. Соединенные Штаты тратили такую сумму на текущую эксплуатацию системы Space Shuttle всего за один год!
У Китая отсутствует утвержденная программа пилотируемой лунной экспедиции. Да, ракетостроительные компании прорабатывают облик потенциального сверхтяжелого носителя, сравнимого с Н-1 и Saturn V далеких 1960-х или с рекламируемой сегодня американской SLS. Однако не видно никаких признаков, что эти бумажные проекты перейдут в стадию практической реализации раньше 2020 года. Высадка китайцев на Луну (разумеется, в соответствии со сценарием о некатастрофическом развитии современной цивилизации) вряд ли состоится раньше 2035 года.
На самом деле, смотреть надо не на полеты людей в космос, которые в первую очередь являются предметом государственного престижа, а на две другие основные составляющие космонавтики: прикладные системы (гражданские и военные) и научные программы. До последнего времени Китай уделял науке мало внимания. Но запуски и успешная работа спутников «Таньцэ» и двух лунных исследовательских КА «Чанъэ» показали хороший потенциал страны в этом отношении. А вот в области прикладного космоса страна, сделавшая с 1970 года всего 160 космических пусков, достигла значительных результатов. По многим направлениям он даже превзошел Россию с ее более чем 3000 стартами:
Китай располагает значительной орбитальной группировкой спутников связи и вещания собственного и зарубежного производства. Кроме того, он контролирует спутниковые системы гонконгских фирм, располагая примерно 15 рабочими аппаратами. Сюда надо добавить пять телекоммуникационных спутников, работающих исключительно в интересах армии. Примерно таким же количеством связных космических аппаратов (КА) обладает Россия. Китай имеет на орбите три геостационарных метеоспутника и два полярных, которые поставляют необходимые данные для прогнозов погоды. У нас – по одному соответственно. Китай развертывает орбитальную группировку глобальной навигационной системы «Бэйдоу», аналогичной GPS и ГЛОНАСС, с целью не зависеть в области координатно-временного обеспечения Вооруженных сил и народного хозяйства ни от США, ни от России. Китай располагает несколькими видами современных спутников оптического, радиолокационного и радиотехнического наблюдения. В отличие от российских, китайские аппараты видовой разведки не используют фотопленку: все они, начиная с 2006 г., передают информацию по радиоканалу. Количественно китайские спутники видовой разведки также значительно превосходят российские. Некоторые из них, по-видимому, интегрированы с ударными ракетными средствами и представляют собой серьезную угрозу иностранным флотам в Тихом океане. Для передачи данных в режиме реального времени с разведывательных КА запущены два спутника-ретранслятора «Тяньлянь», одновременно обеспечивающих и полеты по пилотируемой программе. У России – только один. Надо упомянуть о начале развертывания орбитальной группировки предупреждения о ракетном нападении, об океанографических спутниках «Хайян», о специализированных картографических КА и о гражданских программах наблюдения Земли в интересах контроля землепользования («Цзыюань-1») и мониторинга чрезвычайных ситуаций («Хуаньцзин»). Китай запускает значительное число экспериментальных спутников с целью расширения производственной базы и получения новых результатов. В середине текущего десятилетия произойдет перевооружение страны в области ракет-носителей: вместо существующих ракет на ядовитом высококипящем топливе будет создана система модульных носителей на экологически чистых кислородно-керосиновых и кислородно-водородных двигателях.