Совладелец Альфа-групп Михаил Фридман. Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
Норвежская Telenor обвинила «Альфа-Групп», своего партнера по Vimpelcom Ltd., в покупке акций у самой себя. Речь о продаже 6-процентного пакета акций оператора члену правления «Роснано» Олегу Киселеву. По данным норвежцев, покупка финансировалась структурами, подконтрольными «Альфе», с целью отменить акционерное соглашение «Вымпелкома» и вытеснить из совета директоров представителей Telenor. Теперь компания через суд требует продлить действие старого акционерного соглашения. Slon вспомнил, какие еще претензии к «Альфе-Групп» предъявлялись раньше: солидная их часть касалась как раз телекомов.
Приобретение акций «Мегафона»
В 2003 году «Альфа» купила офшор Transcontinental Mobile Investments (TMI), который опосредованно владел 25,1% акций оператора «Мегафон». Сделку оспорил в суде бермудский офшор IPOC International Growth Fund Ltd, якобы принадлежащий датскому юристу Джеффри Гальмонду (по информации участников рынка он лишь представлял интересы «питерских связистов»). «Похитив у IPOC акции «Мегафона» на сумму в сотни миллионов долларов, «Альфа» совершила крупномасштабное корпоративное мошенничество», – заявлял Гальмонд. IPOC настаивал на том, что сделка недействительна, так как ему принадлежал опцион на покупку 100% TMI. В 2007 году спор завершился мировым соглашением.
Нехорошие высказывания
В 2005 году Telenor (на тот момент владела 26% акций российского «Вымпелкома») подала иск к структурам «Альфы-Групп» из-за высказываний представителей консорциума. Они, в частности, заявили, что Telenor неправильно оценивает перспективы покупки «Вымпелкомом» компании «Украинские радиосистемы» (бренд WellCOM). Истец требовал запретить представителям «Альфы» голосовать на собрании акционеров по этому вопросу. В итоге «Вымпелком» все-таки приобрел УРС и, хоть с опозданием, вышел на украинский рынок. А между «Альфой» и Telenor началась первая крупномасштабная война.
Увела «Бител» из-под носа МТС
Осенью 2004 года «Альфа-Групп» приобрела у того же IPOC казахскую компанию Fellowes International Holdings Ltd, которая владела опционом на покупку 100% акций киргизского GSM-оператора «Бител». Затем, в декабре 2005 года дочка оператора МТС – MTS Finance – купила за $150 млн 51% компании Tarino, контролировавшей 51% «Битела». Последовал штурм офиса оператора киргизским спецназом, который вывел представителей МТС. А спустя несколько дней Верховный суд страны оставил «Бител» во владении российского «Резервспецмета». Фирмы, которая, как выяснилось, действовала в интересах «Альфы» и инициировал штурм. В 2006 году «Резервспецмет» продал имущество «Битела» компании «Скай Мобайл» (контролируется «Альфой») и позже оно досталось «Вымпелкому». МТС до сих пор расхлебывает ту историю.
Присвоение бренда
Дочка «Альфы» Alfa Securities появилась в столице туманного Альбиона еще в 2000 году. В 2006 году «Альфа-Банк» провел ребрендинг (тогда и появился нынешний логотип с подчеркнутой буквой «А») и подал в британское управление интеллектуальной собственности заявку на обновленный бренд. Однако на этот раз ее опротестовал греческий банк Alpha Bank AE, который присутствовал на британском рынке с 1992 года. Разбирательство закончилось в августе 2011 года. Суд отказал «Альфе» в регистрации товарного знака.
Сделка в обход акционеров
В 2005 году шведская TeliaSonera решила купить 27% акций турецкого мобильного оператора Turkcell за $3,1 млрд у турецкой же Cukurova Group. Буквально через несколько дней в сделку вклинилась «Альфа», которая впоследствии купила пакет Turkcell, предложив более выгодные условия. «Устав Turkcell запрещает продажу его акций третьей стороне без согласия других акционеров», – недоумевал тогда президент TeliaSonera Андерс Игел. «Альфа» так и осталась акционером Turkcell и недавно даже хотела объединить его с «Мегафоном».
Пособничество иранскому режиму
В 2007 году на сайте FoxNews появилась статья, уличавшая «Альфу» и ее совладельца Михаила Фридмана в сотрудничестве с режимом президента Исламской республики Иран Махмудом Ахмадинежадом. В частности, со ссылкой на секретные источники, сообщалось об опосредованной помощи Ирану в ядерной программе, поставках самолетов и тайной сделке о покупке 49% мобильного оператора Iraphone. Пресс-служба «Альфа-Групп» и израильские СМИ впоследствии опровергли эту информацию.
Беспощадность к должникам
В годы мирового финансового кризиса «Альфа-Банк» прославился своей суровостью по отношению к должникам. Так, он оказался единственным кредитором, который отказался предоставить «Русалу» Олега Дерипаски отсрочку и подал к компании иск на $800 млн. Президент «Альфа-Банка» Петр Авен впоследствии говорил в интервью «Ведомостям», что «кризис – это война», но кредитная организация – вовсе «не монстр, жаждущий чужой крови».
Срыв арктической сделки
В 2011 году консорциум AAR, куда входит «Альфа-Групп», успешно оспорил в Стокгольмском арбитраже сделку о стратегическом партнерстве британской BP и «Роснефтью» в Арктике и обмене акциями. По мнению AAR, соглашение между сторонами было заключено в обход российско-британской ТНК-BP (в ней у консорциума 50%). В итоге «Роснефть» договорилась с ExxonMobil, а «Альфа» начала новую войну с BP.