Фото: Reuters/Denis Sinyakov

В Москве прошел «Русский марш» и привел в восторг сторонников лозунга «Хватит кормить Кавказ». Наконец-то власти решили проблему погромов на Манежной площади, перестали замалчивать «русский вопрос» и санкционировали акцию. Мудрые националисты в резолюции написали о правах и свободах русского народа, провели цивилизованное шествие и выдвинули адекватные политические лозунги. Главной темой заявили отношение националистов к выборам в Госдуму. Заручились поддержкой Алексея Навального и привезли зарубежных единомышленников. Эксперты и политологи, на окраину Москвы ехать заленившиеся, почитали новости о марше и восхитились организаторами: ведь могут! Я прошла с маршем по улицам и уверена: могут, но не они.
В Люблине собралось около 7000 человек. По меркам современной российской уличной политики – полчище. Правда, несколько сотен националистов были в это время в Лужниках, где устраивали турнир по смешанным единоборствам, где выступали музыканты из Сербии и где собрались те, кому по каким-то причинам зазорно было встать в одну колонну с пьяными зигующими школьниками. Зато на последних не могли нарадоваться организаторы марша. Незабываемая картина: лидер запрещенного ДПНИ Александр Поткин бегает между скандирующими «Смерть хачам!» колоннами, кивает в такт, улыбается в усики и шутит: «Вы же имеете в виду тараканов?»
У меня к участникам марша вопросов нет: ни к восьмиклассницам в ярких курточках, ни к бритым мускулистым студентам, ни к грузным футбольным фанатам. У меня очень много вопросов к его устроителям. Вот, например, Поткин, он что – не понимает, что его снесут первым? Что не получится все время загораживать спиной от фотокамер вскидывающих руку в нацистском приветствии подростков? Что нельзя мегафоном заглушить «Москва не Кавказ, Аллах – п*****с»? Что нельзя просто пожимать плечами, когда колонна в 400 человек скандирует «Умри! Умри!» высунувшемуся в окно дома напротив человеку, принимая его за «черножопого»? Что нельзя ухмыляться, когда на митинге вы вытаскиваете на сцену французского националиста, чтобы подчеркнуть единство идеи, а подростки из толпы предлагают ему ехать «в свою сраную Францию», «е****ся в жопу» и «есть лягушек»? Что невозможно сначала потакать ксенофобии, а потом предлагать объединиться с белым братом из Европы?
Организаторы – они правда не понимают, что беспомощны? Что вышедшие на «Русский марш» 4 ноября плевать хотели на их политические планы? Что Навальный выглядит смешно, призывая обратить гнев на Абрамовича и Березовского? Пришедшим на марш подросткам скучен лозунг про «партию жуликов и воров», они не помнят дату голосования, им лень ждать результатов выборов, они хотят – прямо сейчас – пойти и ударить чурку. Конечно, на этот раз массовой драки не устроили, а выбили зубы только одному фоторепортеру. Да и в метро после марша никого порезали, а просто выволокли из вагонов всех смуглых, темноволосых и узкоглазых.
Но это не «легализованная энергия Манежки», как считают многие. Это – гормональная буря и подростковая агрессия. Аккумулировать такую силу – значит, нести за нее ответственность. Человека, который сможет управлять разъяренными подростками, ни в одной из разоренных внутренними дрязгами, доносами и глупостью националистических организаций сейчас нет. Такой человек в стране вообще был один – и он уже своей партии лишился. А Александр Поткин, Дмитрий Демушкин, Владимир Тор лишь смотрят в эти тысячи лиц – с вожделением, до дрожи в руках, но не в силах ничего с ними сделать. И потому не имеют права их созывать, выстуживать и подначивать. Конечно, организаторы могут рассчитывать на ОМОН. И ОМОН справится. Но это уже будет совсем другая история.