Компания Adobe официально объявила, что отказывается от дальнейшего выпуска обновлений Flash для мобильных устройств. Событие, которое кажется совершенно невероятным. Это почти как если бы Россия отказалась от поддержки «АвтоВАЗа», или же США решили навсегда завязать с экспортом демократии. Независимо от нашего к этим вещам отношения они кажутся фундаментальными, нерушимыми.

Казалось бы, ничто не предвещало такого решения. Разрабатывались новые версии, производители мобильников на Android вроде бы навсегда вписали поддержку Flash в список своих конкурентных преимуществ – и вдруг, внезапно, такой удар. Новой версии плагина похоже не будет никогда – вместо этого Adobe собирается сосредоточиться на разработке инструментария для конвертации Flash в другие форматы – к примеру, HTML5.

Что же произошло? Возможно, Flash устарела? И да, и нет. В идеологическом смысле платформа все еще очень сильна. То есть возможности, которые она предоставляет, более чем соответствуют текущему моменту. Более того, инструменты разработки Adobe уникально хороши и позволяют создавать мощные продукты в кратчайшие сроки. Именно поэтому платформа набрала такую силу.

Но есть и другая сторона, чисто технологическая. Если помните, именно на нее указывал Стив Джобс, когда объяснял, почему iPhone не поддерживает Flash. Платформа имеет существенные проблемы со стабильностью и производительностью. Более или менее сложные Flash-приложения в состоянии заметно замедлить даже ноутбуки и десктопы, но все-таки мощность современных настольных систем растет настолько быстро, что с этим можно мириться. В случае же с мобильными устройствами таких ресурсов просто нет – в результате Flash существенно тормозит устройство и «жрет» батарейку.

Судя по тому, что Adobe за многие годы не удалось решить этот вопрос, проблема достаточно серьезная. Тут мы вступаем на зыбкую почву догадок, но похоже произошло следующее. Flash – очень старая технология, еще начала 90-х годов. Тогда она вовсе не предназначалась для сложных приложений, на ее базе делались простенькие анимационные ролики. С тех пор платформа многократно модифицировалась, обрастала новыми возможностями, но, видимо, ее архитектура так и не поменялась. Ядро, спроектированное и предназначенное для небольших приложений, просто не тянет то количество кода и ресурсов, которое присутствует в современных флэш-проектах. На мощных компьютерах это как-то удается решить за счет грубой силы. На слабеньких мобильниках – увы, вариантов нет. Просто модифицировать архитектуру не получится – это как перестраивать сарай в дворец. Единственный разумный способ – снести все и построить заново.

Но в этом случае, даже если найти нужные ресурсы, разработка займет год или несколько лет. При этом первая версия новой платформы выйдет наверняка функционально неполной, так бывает всегда. Ведь сразу реализовать то, что в старом продукте было написано за многие годы, невозможно. Живые примеры перед глазами – WP7, которая только догоняет по функциональности WM6.5, или же новый Final Cut X, который обладает новым мощным движком, но по своим возможностям пока далек от классического Final Cut.

У Adobe не получилось улучшить производительность существующей архитектуры – этого следовало ожидать. Переписывать весь продукт в компании не рискнули, видимо, разумно предположив, что за время перехода на новую версию на рынке их потеснят более новые технологии . В результате имеем то, что мы имеем. Flash на мобильных телефонах не будет. Стив Джобс хорошо понимал технологию. И в этот раз снова был прав